Каравшин 2004

Копаясь в старых документах, совершенно случайно нашел отчет Евгения Зеновича о поездке в Каравшин в 2005 году. Целью поездки было прохождение командной Кузбасса в составе Зеновича Евгения, Проскурина Александра, Кувакина Аркадия по маршруту 6Б категории трудности одну из стен вершины 4810…

Северная стена пика 4810
Северная стена 4810

Что движет людьми, идущими в горы? Мне часто задают этот вопрос. И никогда не знаю как на него ответить. Попытка сбежать хоть ненадолго из города с его засасывающими проблемами. Возможность увидеть новое. И конечно же – амбиции… У каждого из нас они есть, кто-то стремится доказать что-то себе, кто-то другим. Трудно определить, что больше толкает нас на авантюрные приключения.
А это лето было особенно авантюрным. Началось все с того, что мы, как альпинисты с хорошим стажем решили выполнить норматив «Мастер спорта по альпинизму». Для этого нам необходимо было пройти маршрут 6Б категории трудности. Выбрав район с наиболее безопасными и знакомыми гранитными стенами, собрав скудную информацию в интернете, решили посетить довольно отдаленный район Киргизии – Туркестанский хребет Памиро-Алая. Несколько лет назад здесь проходили бои и брали в заложники альпинистов.



А в 1988 году здесь проходил чемпионат Советского Союза по альпинизму, где несколько команд совершили головокружительные восхождения. Интерес к этому району до сих пор не иссякает. О чем говорит список государств, альпинисты которых были в этом году здесь: американцы, норвежцы, испанцы, сборные Украины и наша команда с Кузбасса. Еще позже приехали коллеги из Новосибирска и Красноярска.
Прибыв в Бишкек, оформив регистрационные документы в уже знакомой нам по прошлому году фирме Аксай-трэвел, мы самолетом (по рекомендации матерых альпинистов) прибыли в Ош, где нас должны были встретить представители фирмы Азия-трэвел. Но в аэропорту, благодаря взятому мобильному телефону, выяснили, что нас смогут забрать только через полчаса. Ни я, ни мои спутники не желали долго пребывать на виду у киргизской милиции. Сразу же нашелся таксист, который взялся нас довезти до альпбазы. Выбора у нас не было: или милиция или шустрый всезнающий таксист – Мухтар. Приехав в фирму, нас определили в вагончик, хотя мы планировали сразу же отправиться в горы. Закупив необходимые продукты и поддавшись на уговоры услужливого таксиста – посетили местную достопримечательность Оша – гору Сулейманку. За все это удовольствие таксист потребовал 600 сом (500 рублей). В принципе за 3 часа работы – недурно, можно было бы уложиться в 150 сом, если бы знали что, где и как.
И потянулись часы ожидания представителя фирмы – Анвара. А место, где нас поселили – рядом с сауной, где местные крутые отдыхают с девочками. Вот и получается, лицо фирмы – публичный дом. На этом наши проблемы не кончились. Вечером приехал Анвар и начал доить деньги. В общем, мы втроем ему объяснили и оплатили по прейскуранту. За доставку на машине в район и обратно и по 6$ за газовый баллон (хотя на Иныльчеке с доставкой на вертолете он стоит не больше 5 $) и то начальная цена была 7$. Сторговались!?


Заброска

Утром должны были встретить испанцев и вместе с ними отправиться в Каравшин. Приезжаем в аэропорт, их нет. Часа через 2 выяснилось, что они еще в Бишкеке. В общем, с горем пополам нас отправили. Проехав 4 границы Киргзско-Узбекских, попали на заставу киргизов. У них все проблемы решаются водкой. Благо нас оберегали ребята, работающие в Азия-трэвел, классные ребята – ташкентцы Артур и Валера. Они организовали нашу заброску в ущелье Кара-Су. Цены на лошадей как на самолет! 35$ — лошадь, 25$ — ишак, а ведь фирма информировала о 15$ за лошадь и 8$ за ишака. Немного обалдев, мы расстались со своими деньгами, времени челночить груз нет. Да еще проблема – киргизы груз по дороге потрошат. Поэтому, сопровождать нужно не сводя глаз. На верху уже были хохлы и американцы, позже пришли поляки.



Послушав про нашу стену, что на 4810, узнали, что она во льду. Но на утро все же выдвинулись. Без акклиматизации. Подход по северо-западную стену занял у меня около 5 часов. Груза было достаточно: снаряжение, продукты на 10 дней. На следующий день отработали только веревку скайхучного лазания, так как у нас скайхуки на 6 мм, а первопроходцы били на 8 мм. Приходилось делать свои дырочки. Затянув платформу наверх, на следующий день решили сходить за шлямбурами, так как рельеф, а вернее его отсутствие, напугал нас. Спустившись вниз и отдохнув, на следующий день вышли снова. Отработав еще полверевки, уперлись в подвижные нависающие плиты размером 3х8 м. Если такая штука пойдет, шансов остаться в живых не будет ни у кого. Ничего подобного в жизни не видел. Гранит не имеет вертикальных трещин, отслаивается нашлепками, которые периодически отваливаются и по принципу домино очищается полстены. Посовещавшись, спускаемся вниз. Делаем снимки других маршрутов, понимаем, что здесь нам делать нечего, возвращаемся в базовый лагерь. Погода все это время стоит неустойчивая, после обеда обязательный дождь.

Пик Слесова
Внизу уже приехали испанцы, и посмотрев район Кара-Су, настаивают на переносе базлага в соседнее ущелье Ак-су, где находиться пик Слесова, на котором они хотят повторить испанский маршрут. Наши ташкентские друзья озадачены перевозкой всего лагеря, это же дополнительные деньги. А мы, отдохнув, уходим под северо-восточную стену 4810 в то же ущелье, что и испанцы.


На спуске с перевала подворачиваю ногу. А все амбиции. Когда шли на перевал, говорил, что не нужно вверх забирать, нужно обойти. А когда поднялись наверх, оказался прав, но принципиально, из-за вредности, стал спускаться по осыпям в кроссовках, ну и оступился. А ребята спустились еще по той стороне, и обошли, как я и говорил, но не сделал.
По ощущениям, нога должна притихнуть. Благодаря испанцу забинтовал эластичным бинтом ногу. Ночью, конечно же, распухла и не давала спать. А утром после завтрака вышли под стену. Так как подход под маршрут оказался неясен вечером, и то, что у меня нога побаливает я вышел раньше. И подошел под осыпи, в то место, где лучше всего видать подход под маршрут. Начал подниматься по осыпи, просматривал ребят внизу. Никого нет. Поднявшись вплотную к водопаду сел отдыхать. Через четверть часа слышу меня зовут. Нашлись! Я предложил вариант подъема, который мне показался снизу более простым. Проскурин выбрал другой вариант: по западным скалам справа.
Прикинув, что с 30 кг рюкзаком не смогу лезть по этим скалам, потихоньку пошел по своему варианту подъема, который быстро привел меня к курумному спуску. Выбежав на плиты, зализанные водопадом, я увидел внизу ребят и стал им кричать, размахивая руками. Они меня увидели. Посидев еще немного, я пошел наверх в полной уверенности, что они последуют за мной. Поднявшись еще немного, началась гроза и полил ливень. Спрятавшись под камень, пересидел до тех пор, пока дождь не стал моросить. Потом пошел дальше наверх. Но непогода мне не дала далеко уйти. Выбрал камень удобный для ночевки, вытащил коврик и стал ждать. С 2-х часов дня до 8-и я так и не дождался. Достал спальник, горелку и заночевал. Камень оказался со сквозной полостью, сквозь которую всю ночь дуло, холодно не было, поэтому не зажигал горелку. Но продуло изрядно, до сих пор бронхи шалят. Продуктов у меня не было, обошелся двумя конфетами, случайно завалявшимися в клапане рюкзака. Прикинув, что ребята, выйдя рано утром, часов в 11 должны подойти, решил не дергаться. В 11 уже стал беспокоиться и пошел на спуск вместе со снаряжением. Внизу увидел Аркашу с Саней, которые подозрительно быстро поднимались, хотя и с рюкзаками. Ну думаю, жлобы, я вчера здесь как черепаха шел. Оказалось рюкзаки пустые и шли они меня спасать. Выгрузили снарягу под камни. Пошли вниз. Еще полтора дня отдыха, вечером после обеда выдвинулись под стену. Дул сильный ветер, повешали на камнях платформу, нашли воду и принялись готовить ужин.
Утро. Открыв молнию платформы мы увидели всю стену. Решили переждать когда снег стает со стены. На этот день был запланирован выход вниз за оставленным снаряжением. Но погода не оставляет шансов. Поэтому отсыпались.
Было изобретено развлечение – шахматы. Думаете вы его знаете – нет! Коврик был расчерчен на клеточки, фигуры нарисованы на бумаге, а во время игру кто-нибудь неосторожно выдыхал воздух, и фигуры приходилось расставлять заново по памяти.
Следующий день не отличался погодой, но было решено выйти. Сходив за грузом, я пришел уже к снятой платформе, которую готовили к стенному восхождению. Распределили вещи по рюкзакам. Ввиду того, что мне очень хотелось лезть первым, вызвался работать вторым, чтобы быть готовым сменить Аркадия. Сане досталось больше всех: выдернуть груз, платформу, и при это м не задерживать веревку.



Когда провешали лед, впереди оказался кулуар, ограниченный с одной стороны стеной, с другой ребром отколов. Место расположения станции выбрали неправильно: все летящие камни и лед выкатывались на станцию. Но ниже рельеф был беднее, да еще рантклюфт, который не давал возможности безопасно подойти к скале. Страхуя Аркадия, я получил несколько осколков льда по каске. Аркаше оправдывался, что это не он уронил.

Начало Одинцовского маршрута. Внизу, если присмотреться можно увидеть Аркадия Кувакина, который провешивает веревки

Перила и страховка были готовы. Взяв рюкзак, начал грузить перила, поднявшись на метр от станции, веревка резко просела и подняв голову я увидел, что весь кулуар движется на меня. Спрятаться нет возможности, камни летели по всей ширине. Резко метнувшись вправо, подставил каску под удар, успел убрать правую руку с жюмара, левая оказалась запутанной в веревке по которой жюмарил. Почувствовал удар по руке и ноге. В это время Проскурин, находившийся ниже. Успел нырнуть под мой рюкзак. После камнепада возник вопрос: «Все в порядке?» Я ответил: «Сейчас посмотрим!» и снял перчатку с руки. Указательный палец левой руки принял неестественное положение и напомнил букву Z, перевернутую зеркально. Дальше последовала команда: «Все живы! Но продолжать восхождение невозможно, готовь дюльфер!» Что происходило дальше помню смутно, как я отстегнулся от перил, как меня закрепили на спусковой веревке… Действие шока уменьшилось, когда стали спускать по льду. Две веревки льда проехал на пятой точке с одной мыслью в голове: «Не перевернуться!» Равновесие удалось сохранить. Сел на место ночлега. Немного придя в себя решил начать спуск, чтобы успеть скинуть высоту и облегчить ребятам мое сопровождение. Картинка слегка плыла.
Торопиться было невозможно: влажные живые камни под ногами. Периодически садился отдыхал. По катушкам, оцененными нами как опасное место прошел на равновесии. Даже не придерживаясь руками, потому что травмированный палец приходилось все время оттягивать, чтобы не было боли, и чтобы не повредить осколками кости сосуды.
Так потихоньку дошел до базового лагеря, где находился врач сборной Украины – Жорж. Наложив шину и вкатив обезболивающее успокоил – до свадьбы заживет, если учесть, что я уже разведен, это особо радовало.
На следующий день ребята и ташкентец Артур ушли за грузом, оставленным под стеной.
Немного осмысливая произошедшее, ловлю себя на мысли, что очень не хотелось в этот день лезть на стену, возникали какие-то трения. Спустившись за снаряжением, было желание отнести им груз, а самому спуститься в лагерь. Мутно было на душе. Но поднявшись возник какой-то рабочий азарт. Правда, я предложил попробовать более легкий маршрут, правее Одинцовского, а изменить что-то я был не в силах.



Зачем мы идем в горы, почему мы усложняем себе и другим жизнь? Люди всегда стремятся понять других, а потом говорят, что не понимают. В горах мы начинаем понимать себя. Боремся со своими слабостями. Преодолеваем себя.
На следующий день я спустился до пастушьих кошар в поисках лошадей или ишаков. Пришлось просидеть почти весь день, пока до киргизов дошло, что они могут заработать. И за грузом в базовый лагерь поднялись аж двое погонщиков со своими ишаками и лошадьми. Дорога вниз до машины прошла без приключении, правда в темноте при свете фонариков.
А вот дальше было уже интересно. Спустившись на машине в п.Ворух, нашу машину задержали таджикские пограничники, и так как разрешения на проезд по Таджикистану у на сне было, то возникли определенные проблемы, стоимостью в 700 сомов.
В Бишкеке выяснили, что билетов на поезд нет до конца месяца. Пришлось ехать на автобусе. Никому не советую; двое суток в сидячем положении…

Зенович Евгений

Итогом поездки можно считать то, что ознакомились с новым районом, увидели такие стены, что и сравнить не с чем. Сделали выводы по организации следующей поездки сюда на след год. Опробовали ночевки в платформе. О духовной стороне всех поездок не берусь писать: каждый выносит свое единственное, то, за чем приходит в горы…

Е.В. Зенович,
инструктор 3 кат. по альпинизму,
КМС по альпинизму

1 комментарий

avatar
  • Djo
Перелистывая когда-то написанный отчет начинаю переосмысливать прошедшее. Что-то уже стерлось в памяти. Так не надо ходить! Надо учиться слушать друг друга. Все проблемы в неудавшемся восхождении сложились из-за неумения слушать. Я, конечно хорош! Что и говорить. Все делал наоборот. Пытаясь доказать право на существование своей точки зрения, вместо того, чтобы молча принять решение капитана. А капитан команды бесспорно — Проскурин. Но и он не отличился мудростью, принимая решения без обсуждения с командой, без желания найти общее решение. Он, как и я, собственно говоря, уперся в свое самолюбие и не хотел слушать доводы. Это создало напряжение в команде. Лидер-не значит идеал, маршруты делаются командой! А команды на тот момент не было. Были озабоченные своим мнением альпинисты, не представлявшие собой единого целого. Так маршруты не делаются. Цель должна быть одна-гора, а не амбиции. Вот такие грустные размышления приходят сегодня. И как хорошо, что мы легко отделались от этой горы. При таком раскладе, увы, гора взяла бы другую цену. Так что мой совет, слушайте друг друга на маршруте. Засуньте свои амбиции, пока вы не вернулись в город! Зенович.
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.