Южный берег Крайнего Севера

Вот и окончилось путешествие клуба «Тентура» к югу Крайнего Севера. Все прошло успешно, удачно: снято много видеоматериала, фотографий. К выпуску готовится фильм о поездке, а пока все впечатления в отчете.


Часть 1. «Новокузнецк-Сургут»

9 января 2011 года. 7 часов утра. В Новокузнецке мороз и двухнедельный смог. Разбитое такси привозит Коляна (Николай Карышев — самый главный — прим.ред.) и Романа (Роман Соломатин — прим.ред.) к автотехцентру «Хёндай». В отделе приемки их ждет верный железный конь ВАЗ 2129.
Подготовить автомобиль к условиям севера мы доверили специалистам Автотехцентра «Hyundai» ООО«Золотой дюйм». Ребята подошли к работе творчески и с энтузиазмом.

Такая Нива прибыла на станцию. Обшивки внутри не было еще с Ирана, а с дверей сняли. Начали утепление с окон. Задние ушли под утеплитель. Передние боковые и лобовое решили сделать двойными. Из двух стандартных боковых друзья из оконной компании сделали герметичный стеклопакет. Спомощью оконного герметика их установили. Конечно о стеклоподьемниках пришлось забыть. Лобовые стекла сдваиваются на месте.

Пустоты и полости кузова закладывали пенофлексом и герметизировали монтажной пеной. Во всех стойках просверлили отверстия и тоже задули пеной. На потолок тоже пошел пенофлекс (35мм). Пол застелили войлоком.

Затем установили двойное ветровое стекло.

Систему отопления усовершенствовали следующим образом. За водительским креслом установили дополнительную печку (made in china). Поменяли радиатор и все патрубки. Все запчасти нам как всегда любезно предоставляет магазин «Автолюбитель».
Долго не могли найти дополнительную помпу. Изначально поставили отечественную, побежала сразу. Импортных помп в продаже в нашем городе N не оказалось. Руководитель сервиса Владимир изыскал помпу от предпускового и ее благополучно установили.

Запустили систему отопления. В машине — Ташкент! Родная печка работает в 2-х режимах, дополнительная в 3-х. Подняли машину на подъемник. Все жидкости поменяли на Castrol. Наши друзья из компании 4geo.ru установили на наш автомобиль датчик gps мониторинга. И все желающие на сайте 4geo.ru могли посмотреть, где мы находимся в реальном времени.

Ну и последним осталось обклеить машину

Вернемся к началу путешествия. Через некоторое время из аэропорта подъезжает Юра. Он только что прилетел из Сочи. Парень решил сквозануть, как в песне «от южных морей до полярного круга». Напряжение последних дней сборов притупляет радость встречи, хотя друзья не виделись 4 месяца.
Поднимаются ворота, и стартует зимняя экспедиция клуба «Тентура» — «Южный Берег Крайнего Севера». Привычный торжественный отъезд в полдень с городской площади общественных мероприятий на этот раз отменили. Нам нужно максимально использовать и без того короткий зимний световой день.

По дороге до Кемерово привыкаем к измененному интерьеру и новым опциям автомобиля. В Кемерово и в Томск не заезжаем, но на придорожном базарчике доэкипируем «южного» гостя. Уже темнеет. Дорога в сторону Колпашево удивляет хорошим качеством и трафиком. Очень много встречных бензовозов. За свортком на Колпашево дорога превращается в стиральную доску. Но после Монголии машине не страшны такие сюрпризы. Не доезжая Парабели, сворачиваем ночевать.
Еще раз добрым словом вспомнили ребят, которые утепляли нам Ниву. Сидим ужинаем, двигатель выключен, на улице -25 с ветром.

В салоне стабильное тепло, термос одним словом. Только по местам креплений пробирается холод, как в фильме «Послезавтра». Короче, в заглушенной машине можно спать часов 7, и внутри все равно будет +, только все утром в инее.

Выезжаем на зимник. За переправу через Васюган отдали 450 руб. Азиатских ментов легче развести, чем дядек на ледовых переправах в Сибири. Понятно, что за все надо платить, но как-то чересчур.

Зимник идет по нефте- и газопроводу, постоянно насосные и какие-то другие, неизвестные нам технические объекты. Поселок Вертикос, очень милый и ухоженный населенный пункт. Газифицирован!!! Мы, Кузбасовцы, обзавидовались, у нас к середине зимы снег в частном секторе черный от угольной сажи, а тут чистота.

Пока не стемнело, снимаем на видео. Вокруг сказочная зимняя тайга, все ровное как стол, ни одного пригорка. Машин очень мало. Дернули из сугроба десятку, поддатый водила рамку номерную нам сломал.

В сумерках на горизонте видим зарево. Оказывается, это на Чкаловском месторождении горит газ, прямо из земли. Незнакомые нам сооружения.

Тут или мы не туда свернули, или дорога всего одна. Путь резко повернул от реки на запад. По карте проезжаем Васюганское болото, самое большое в мире. Через 100 км движения по таинственному лесу упираемся в парящий грунт поперек дороги. Работал бульдозер. Спустя 15 минут он закончил работы, и мы через 30 км выехали на бетонку. Проехали Стрежевой. Ниву подрезает Скайлайн, парни заметили нас и догнали, подогнали рыбки вяленой. Очень приятно пообщались.


Часть 2. «Сургут — Северный Ледовитый океан»

Рано утром выезжаем из Сургута. Потеплело -12, слегка метет. Едем в сторону Ханты-Мансийска. Ромка после вчерашних встреч с родственниками спит. Юра за рулем. Николай, пользуясь устойчивой связью, сидит в сети.
На середине дороги, из обгоняющего джипа указали на заднюю часть нашего авто. Останавливаемся, наш новый глушитель висит оторванный. Да уж мастера хреновы. Колян залез и примотал подручными средствами.

К обеду въезжаем в Ханты-Мансийск. Город оставляет очень позитивное впечатление. Большое количество спортивных объектов. Напоминает Олимпийскую деревню. В Хантах поели в столовой технопарка. Там же в офисе 4geo дали пресс-конференцию местным журналистам. На выезде, купили рации и кассет. Рации очень облегчили нам процесс видеосъемки. Переехали мост через Иртыш и встали на трассу до Нягани. Заправляемся, от Хантов до Нягани всего одна заправка через 200 км. За бортом -5. Вся дорога посыпана солью и Нива стала грязной. В салоне очень жарко, регулярно открываем двери, проветриваем.

В Нягани были в 22:00. Так как очень тепло, и у нас есть Стрежевская рыба, взяли пива. Юра доезжает до Приобья и сворачивает на зимник. Тут же и встали ночевать. На запах рыбы из ночи вышла лиса. А на запах пива приехали местные пьяные и позитивные рыбаки на такой же Ниве. Вообще на Оби очень много длинных Нив. Рыбаки пытались одарить Юру гигантскими щуками, деньгами и напоить водкой, но у нас пивной день.

Рано выехали в сторону Игрима и Березова. Зимник в хорошем состоянии, большой трафик, много рыбаков.

В Игриме обедали в кафе Смак, очень вкусно и недорого (для севера). До Березово 100 км. Едем сытые, светит солнышко и тут снова глушак отвалился, еще одно крепление прикрученное кривыми руками Сургутских мастеров не выдержало. На этот раз за ремонт беремся основательно.

Березово проезжаем уже темнеет. Чем дальше на север, тем световой день короче. Солнце в зените едва поднимется над горизонтом. По реке идет все тот же зимник. Внезапно перед нами блестит вода, такого мы не ожидали. Сапогов у нас нет, свежих следов машин тоже не видно. Юра собрав волю в кулак начинает движение Рома и Николай на низком старте, готовые к эвакуации. К счастью перебрались легко. Понятно, что это всего лишь наледь, но все равно неприятно. В деревне Теги не можем найти выезд на зимник. Мужик указал нам на заснеженную колею. Мы не поверили и нашли другого информатора он указал на ту же колею. Колея петляла по льду проток и русел. Ощущение как будто на катере идешь. Достоверности добавляют речные навигационные знаки. Такой дороги километров 80. Это пограничный участок между ХМАО и ЯНАО, поэтому и не чистят. В местечке Святой Мыс (так он назывался в навигаторе) выехали на зимник и встали ночевать.

Проснулись только в 10, к обеду доехали до поселка Мужи.


Заправляемся, 92 по 28 рублей за литр. Нашли кафе «У Григорича», пообедали. Дорога по прежнему идет по льду Оби. Когда проезжает большегруз лед угрожающе трещит вокруг. За Мужами попадаем в плотный туман. Вокруг все белое, колеи не видно, берегов не видно. Видимость ноль. Подручными средствами, обеспечиваем водителя «устройством туманного видения».

Пилим дальше, темнеет еще раньше. Пересекаем Северный Полярный Круг.
На всем протяжении обского зимника отсутствует МТС, а наш GSM трекер подключен именно к этому оператору, поэтому мы исчезли с экранов компьютеров. Выезжаем к Лабытнанги, появляется я связь и трекер начинает отрисовывать пройденный маршрут. В городе остановили гаишника. Командир нам толково поведал о состоянии зимников и вариантах проезда к морю. Один из немногих встреченных нами, который не охал, не удивлялся и не говорил, что на этой машине вы никуда не проедите. Он подсказал, куда мы сможем на Ниве проехать.
Зимника на Воркуту не существует в природе. В прошлом году джиперы рубились, не прорубились и назад выехать не смогли, замело. Они выехали на железку и создали, какие-то проблемы в движении поездов.

Ехать на Губу, в Новый Порт не хотим, все-таки там не море, а Обская Губа. Собрав всю нужную информацию, выезжаем на Бованенково. Перед отъездом заливаем все емкости бензом, на выходе имеем 130 литров.
Температура -35, небольшой снег. Дорога хорошая, много вахт, грузовиков и другой большой техники. После 75 километра попадаются переметы, но все пробитые. Идем легко.
Вдруг на обочине силуэты. Местные ненцы стоят, ждут, когда их Буран остынет. Поговорили.

Вообще на Ямале коренных много, просто они в тундре пасут оленей, ловят рыбу и песца добывают. Выезжают на фактории, сдают добычу, мясо. Получают продукты, порох, бензин. Вопреки расхожему мнению, хозяевам факторий не выгодно спаивать местных и забирать все за спирт. Это сиюминутная прибыль, ненец алкоголик не будет больше охотится и пасти оленей, а фактория останется без поставщиков.
С утра заехали в факторию на 143 километре. Хозяин Владимир Алексеевич, принял угостил строганиной из муксуна. Много рассказывал про Ямал. У него два вездехода, летом туристы приезжают, он их катает на рыбалку и к ненцам.

Здесь в Заполярье, световой день часа 4. Солнце едва поднимается над горизонтом, раннее утро сразу превращается в поздний вечер.
Дорога иногда выходит на ж.д. пути, попадаются и переметы.


Через 50 километров разъезд Поета. По навигатору до побережья 25 км. Ищем снегоход. Как оказалось снегоходы есть только у ненцев в тундре. И нам, ничего не остается как, ждать у закрытых дверей фактории, вдруг кто подъедет.
Переночевали в машине, на наше появление местные вахтовики ни как не прореагировали, даже не подходили не интересовались, как-то странно. Колян вышел утром из машины и оторопел, прямо к Ниве подходил гаишник. Инспектор проникся нашей проблемой и пообещал все возможное содействие, но их КамАЗ-вахта стоит замерзший.
Сидим. Начинаем планировать пеший марш бросок к морю. Рассчитали время, продукты, прошли по тундре полтора километра. Очень плотный наст хорошо держит путника. Скорость нормальная, погода шепчет, выход планируем на 3 утра.
Вдруг к фактории подходят две фигуры в национальной одежде — малицах. Ненецкие парни Артем и Алексей, удивились, почему мы живем в машине, когда рядом и общежитие и станция и пригласили нас к себе в чум. Мы сразу договорились, что они свозят нас завтра к морю. Их стойбище возле зимника на Новый Порт в 10 километрах от трассы. Едем к ним просто по насту. Нива проваливается: копаем, толкаем, тянем Бураном. Внезапно из тундры появляется чудо техники. Ненцы из малиц достали мобилы и начали снимать видео. Хотя сотовая связь в районе отсутствует.

Снижаем давление в шинах. Другое дело.
Ненецкая семья оказалась очень радушной. Привезенная нами бутылка водки ушла под сырую оленину. Очень вкусно. Потом смотрели телевизор, обменивались фотками. Перед сном поели вареной оленины. Внезапный перепад напряжения от генератора, оставляет нас без блока питания от ноутбука. На улице было холодно, и Юра остался в машине, что бы ее прогревать. Рома и Николай спали в чуме. В чуме холоднее. Ночью печку никто не топит.

Рано утром к чуму начали подходить олени, милые невысокие скотинки. Мы выезжаем к морю, температура -30. В санях за Бураном трясет нещадно. Два часа тряски, и вот он – Северный Ледовитый!!! Ура!!! Цель достигнута. Но впереди еще сложный путь назад. С Ямала еще уехать надо.



Часть 3. «Путь домой»

Мы стоим на льду Северного Ледовитого Океана!!!
Многие не поймут. Ну вот приехали, все вокруг белое, холодно, ветер, солнце еле светит. Но радость от осознания того, что мы на Северном Ледовитом в январе, что мы доехали сюда сами, что мы достигли цели, сносила нам башню. Мы не чувствовали мороза. Ненец Артем очень гармонично сочетался с этим белым безмолвием, он гордился своей родиной, видя как мы рады быть здесь.

Возвращаясь к машине, подняли стаю снежных куропаток, Артем показал, как ставить на них петли. Несмотря на шестичасовое стояние на ветру и морозе, Нива завелась с полуоборота. Через 15 минут внутри тепло и уютно. Настоящий полярный дом. Перекусили, и настало время прощаться с гостеприимным ненцем, как приятно когда на другом конце страны у тебя появляется новый друг.
Мы поворачиваем назад и начинается очень долгий путь домой. Вдруг снова несуразная картина. Посреди пустынной тундры гаишник с палочкой, это наш старый знакомый Роман. Они завели свой КамАЗ и поехали в рейд на Бованенково. Прощаемся и спешим двинуться к Салехарду. В тундре поднимается ветер и на дороге видна поземка.

На одном из переметов Нива застревает, не доехав до твердого грунта 5 метров. Копаем, толкаем. Сзади подъехал Урал с железнодорожниками. Мужики помогали выталкивать, а водитель решил объехать нас сбоку и застрял. Ниву быстро вытолкали, а для Урала по рации вызвали помощь. Мы начали извинятся, но водитель успокоил нас, хоть какая-то движуха, все не в балке сидеть.
Заехали в факторию на 143 км, пополнили запас топлива и оленины взяли. Владимир Алексеевич уехал в тундру за крупной партией оленины и еще не вернулся. В фактории жизнь кипит, несколько нарт с олениной привезли ненцы и грузят мешки с хлебом, забирают бочку бензина. Передаем управляющему благодарность за прием и гостинцы. Если кто захочет съездить на Ямал, обращайтесь к Владимиру Алексеевичу, он там все знает и всегда поможет. Вот его телефон 89220537109, 83499250149.




К полночи въезжаем в Салехард. Ночной город пустынен и сверкает огнями. Большое количество ледяных скульптур. Очень хотели поснимать, но впереди еще один ключевой участок – Надымский зимник. Кстати не нашли не одной заправки где могут обслужить по визе. Из города нас вывел веселый парень на зеленой копейке, задарили ему монгольских тугриков с Чингисханом. Спим, как всегда в канаве за городом.

Обедаем в Аксарке. Сразу заметна близость цивилизации, у ненцев вместо Буранов Ямахи и Скиду. Вот и зимник, но он закрыт. Только завтра приедет приемочная комиссия. Мужик в бочке наотрез отказывается нас пускать. Выждав, пять минут заявляем ему, что нам не в Надым а в Яр-Сале (там просто развилка через 500 метров). Мужик чертыхается, но вынужден пустить. А с другой стороны в Надыме такса за въезд под шлагбаум два рубля.

Спускаемся на лед и сворачиваем на Надым. Да мы рискуем на улице мороз за 30, трасса закрыта, впереди 300 километров лесотундры и ни одной живой души. Но баки полные, машина в исправности, мы сытые и готовы к приключениям.

Приключения не заставили себя ждать, через 30 километров накатанный след кончается и перед нами заглаженная до блеска широкая дорога. Это работа Урала, который тянет за собой трубы. Готовит дорогу для комиссии. Он заглаживает сформировавшуюся колею и еще с обочин целину приглаживает. Начинается езда по минному полю. Машину постоянно выкидывает и стягивает в целик, не всегда Юре удается выровнять Ниву. Итог, за два часа три раза вытягиваем машину Hi-Jack-ом из глубокого целика. Используя реечный домкрат как лебедку, к машине цепляем цепями, а к дереву сдвоенной веревкой (одинарная сильно тянется). Основная проблема, мало крепких деревьев в пределах досягаемости. Иногда приходиться тянуть сбоку, встегивая цепи в диск. Все-таки классная штука реечный домкрат, из любого сугроба за полчаса.


Из последней ямы нас вытягивают два шестиколесных монстра. Некоторое время едем за ними. Наша скорость выше и они пропускают вперед, ехать приятнее когда сзади такая страховка. А вот и вредительский Урал, теперь дорогу видно.
Этот зимник идет вдоль заброшенной железной дороги. Знаменитая 501 стройка. Готовясь к путешествию, мы читали материалы по этому объекту. Дорогу строили после войны заключенные ГУЛАГа. Сколько людей здесь легло неизвестно, но учитывая условия, не одна сотня на каждый километр. Насыпь практически ушла в болото, но хорошо видны мосты, их здесь около трехсот. Так же попадаются развалины лагерей, более трех десятков.

Во время первого вытягивания машины, Николай увидел у дороги покосившийся столб, решив его использовать как лагу, подошел. Протянув руку, бросило в холодный пот. Со столба уходило в землю по несколько рядов колючей проволоки. Ледяная ночь, огромная луна, развалины бараков только подчеркивали жуть от ощущения присутствия нечеловеческого зла и страданий несчастных узников. Каждый раз выходя из машины мы задавали себе вопрос, как тут можно выжить? И тут же находили ответ, здесь не выживали, тут гибли, гибли в муках. Все предложения о ночевке на зимнике были отвергнуты, надо ехать до конца.

Уже глубокой ночью увидели Надым. С утра заехали на часок в сауну. Отогрелись, отмылись. Все-таки сегодня Крещение.

В Надыме нас встретили руководители регионального отделения Русского Географического Общества. В краеведческом музее «Дом природы» была проведена встреча с работниками музея, краеведами, представителями Надымского телевидения.

Сотрудники отделения проделали огромную работу по описанию и нанесению на карту 501 стройки. К тому же они проделали путь по Надымскому и Обскому зимникам в прошлом году на ВАЗ-21099. Мы обменивались впечатлениями, и наши друзья рассказали очень много интересного о 501 стройке. Все подробности по этому историческому обьекту можете найти здесь doroga501.ru/news.php
Перекусили, все конечно вкусно, но мы в очередном шоке от северных цен. Все реально в два раза дороже. В нефтедобывающем краю бензин стоит на 5 -7 рублей дороже, чем в угледобывающем, о качестве топлива вообще лучше не вспоминать.
Перед отъездом заехали на СТО, заменили свечу, подтянули ступичный подшипник. Мастер подошел к проблеме с энтузиазмом и даже денег не взял.

Расстаемся с новыми друзьями у стелы. Спасибо за все, мужики.

Решаем сегодня доехать до Нового Уренгоя. По пути нам посчастливилось увидеть еще одно полярное чудо – Северное сияние. К сожалению, не успели достать большой фотик и снимали мыльницей.

На дороге встречаются непонятные нам конструкции. Может кто подскажет, мы так и не смогли додуматься. В Новом Уренгое, починили блок питания от ноутбука. Заменили какой-то конденсатор и взяли за это 1500 руб.

Пока вытягивали машину из Надымского зимника, нарушили сход-развал. Местные порекомендовали СТО Россия, по прайсу 1500 руб, когда мастера узнали о том какой маршрут мы прошли, то сделали хорошую скидку. Пока в сервисе, пишем отчет, потом перебираемся в шашлычку неподалеку. В кафе вкусный шашлык всего за 120 руб. Очень много посетителей. С трудом нашли столик рядом с розеткой и Николай три часа творил вторую часть отчета. В Новом Уренгое заметили интересную тенденцию: суровые северные дядьки любят ходить и кушать с громковключенным мобильником. Причем играет не шансон а какая-нибудь Вера Брежнева.
В сумерках выехали в Нижневартовск, наконец-то под колесами асфальт. Едем на юг, но потеплением и не пахнет. Во тьме то и дело видны огромные факелы, это нефтяники сжигают попутный газ. Спим в машине недалеко от Когалыма.
Утром на посту при въезде в Когалым, первый раз за поездку, нас остановил гаишник. Гаишник рассказал, что новый столичный мэр Собянин на рассвете карьеры был мэром Когалыма. При свете дня видны масштабы нефте и газо добычи, вокруг вышки, трубы, емкости. Земли поделены нефтяными корпорациями и каждая метит свою территорию как умеет.


Выезжаем в Лангепас – мы замкнули кольцо по дорогам Западной Сибири. В Нижневартовске нас ждет телевидение и еда.
Телекомпанию нашли легко, по справочнику 4geo. На телевидении встретили землячку. С ее слов Вартовск от Кузни отличается в лучшую сторону: снег белее, люди позитивнее. Покидаем ХМАО, край дорогого бензина. Въезжаем в Стрежевой, это уже Томская область бенз дешевле на два рубля.
Движемся дальше по уже знакомому зимнику Стрежевой -Томск, через Чкаловское месторождение. Пока мы отсутствовали осадков не было и большегрузная техника разбила дорогу. Скорость упала, к месторождению выехали только в 4 утра и вырубились.
До Томска доехали уже в темноте, от Колпашево появляется устойчивый интернет, хоть отзывы почитали на Drom.ru. Не доезжая до Кемерово ужинаем в кафе и спать.
Утром яркое солнце и знакомая дорога домой. За Кемерово, в Береговом, попали на радар, Рома превысил аж на 6 км. Гаишник спросил:
-Откуда едите?
-С Северного Ледовитого Океана!
-А это где?
Как говорится «no coments»…
Общий пробег экспедиции составил 6000 километров. Сколько бензина — сожгли не считали. Но ночью машина никогда не работала. Правильно сделанная теплоизоляция салона позволяла нам ночевать, не включая печку.
Дописываю последние строчки отчета. Еще раз хочется сказать всем, кто помог ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Небольшое отступление о ненцах. Нам посчастливилось целые сутки прожить жизнью оленеводов. Несмотря на кажущеюся примитивность конструкции чума, в нем тепло и уютно. Ненцы очень чистоплотны, посуда всегда чистая. При входе в чум нужно обязательно сбить снег с обуви. Вокруг много шкур. Мальчишка Руслан пяти лет очень удивлялся нашей маленькой машине на маленьких колесах, такие сюда не заезжают. Ребенок пьет запросто воду со льдом и спит со всеми в не отопленном чуме. Конечно морозостойкость у ненцев отменная.

Артема на наших фотографиях очень заинтересовала монгольская юрта. Конечно, монголы по сравнению с ненцами живут как на курорте, солнце круглый год. После ужина, все дружно смотрели наш фильм «Древними Дорогами Азии».



При подготовке к поездке было очень сложно раздобыть информацию о зимниках. Постараюсь восполнить этот пробел и описать эти участки. Мы увидели зимники такими.
Зимник Каргасок-Стрежевой (Томская область). Широкая дорога, большой трафик и легковых и грузовых машин. Мы ехали через Чкаловское месторождение, потом 125 километров до выезда на бетонку и 83 километра по ней до Стрежевого. В принципе дорога проходима для всех автомобилей, только скорость передвижения 15-20 км\час. Такса за проезд – 460 рублей, взимается на переправе через Васюган. Заправок не заметили.
Зимник Приобье – Лабытнанги (ХМАО-ЯНАО). От Приобья до Теги отличная дорога по льду Оби. За Тегами ее не чистят, просто колея в целике, самый сложный участок. Трафик близок к 0. Если снегопад можно реально встрять. Протяженность участка 80 км. За ним начинаются зимники ЯНАО. Зимники не очень ровные и по льду идут две три дублирующих клеи. Из-за большого количества проток и русел можно заблудится. Но если не знаешь дороги, лучше по зимнику протрястись. Заправки во всех крупных поселках Игрим, Березово, Мужи.
Дорога на Бованенково (ЯНАО). Дорога идет вдоль жд пути. Трафик снижается по мере удаление от Лабытнанги. Ездят только большегрузы. Трасса в нормальном состоянии, проблему представляют переметы и перерытые участки. Под предлогом восстановления экосистем тундры, дорогу ликвидируют и летом выкопали проточные трубы. На этих участках особенно тяжело грузовикам, приходится спускаться с насыпи, ехать по тундре и снова подниматься. До Хралова вполне проезжаемо на внедорожнике, переметы и колеи можно объезжать прямо по тундре. На машине в штатной комплектации туда лучше не соваться. Заправок нет. Солярка только на участках. Бензин только в факториях, большой дефицит.
Зимник Салехард-Надым (ЯНАО). Самый сложный зимник, жизнь отсутствует почти на всем протяжении. Легковой автомобиль может проехать только за несколько дней до открытия. Как только на зимник выезжают грузовики они его разбивают. Особенно сложно на спусках и подъемах переправ. Зимник самого плохого качества из встреченных нами. Его не чистят, а просто приглаживают снег. О проблемах езды по абсолютно новому зимнику писал выше. Заправок нет.
И общий вывод касательно зимников. Выезжая на зимник, нужно быть готовым прожить на открытом воздухе хотя бы сутки. Обязателен запас еды, топлива. Очень теплая одежда. Любая ошибка здесь смертельна. Мы, конечно, видели на зимниках и девятки и волги и форд фиеста. Но им там не место, наверняка какие-то крайние обстоятельства толкали их на эти дороги. Полный привод это минимум. Нам очень, ну просто очень повезло с погодой, но на Севере так не всегда, в любой момент ясное небо сменит многодневная пурга с морозом.
Но без зимников не посетить эти прекрасные огромные Северные просторы. Заполярье — это огромная страна достойная восхищения и уважения.


А в конце отчета добавим, что Люди Севера такие же открытые, добрые и гостеприимные, как и все кого, мы встречали от Персидского Залива до Северного Ледовитого Океана.

автор: Николай Карышев
фото участников экспедиции

5 комментариев

avatar
  • glaVRED
Спасибо за отличный рассказ и красивые фото!
  • 0
avatar
  • nadenka
ай молодцы!)))
  • 0
avatar
А у меня вот такой вопрос назрел: путешественники в своем пресс-релизе говорили о том, что там должны быть белые медведи. Видели?
  • 0
avatar
  • VSEgDA
Отчет обалденный. Всё на одном дыхании читается.
  • 0
avatar
  • Razor
Класс.)
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.