"...Кавказ подо мной - один в вышине..."

Поездка на Кавказ была спланирована еще в октябре. Парфенов Павел выступил инициатором. Владимир Потапов предложил мне стать участником восхождения на Казбек. В общем-то гора не представляет особой сложности для восходителей даже с нулевым уровнем подготовки. Не скажу, что когда либо мечтал о восхождении на эту гору. Тем не менее идея была интересной со многих сторон: первое — Кармадонское ущелье, слывущее печальными событиями 2002 года, когда погибла группа Бодрова, второе — теплые источники, что собственно является довольно интересным, люди ведь деньги платят чтобы принять ванны и попить минеральную воду, оздоровить организм, ну и последнее — сама вершина, все-таки Кавказ!
Итак, мы стали обладателями авиабилетов до Владикавказа еще осенью. Специальной подготовки команды как таково не было, мое предложение встретиться и провести тренировку закончилось встречей команды не в полном составе на квартире у Владимира Владимировича. Перебрав все организационные вопросы по снаряжению, продуктам и тактическим планам, выпив чарку чая я удалился.
Вот настал день отъезда. Первыми уехали наши скайранеры — Витя Койнов и Валера Носков, поехали на поезде, заодно забрав наше железо и спальники. Так как поезд едет немного дольше, чем самолет, ребята выехали раньше дня на 4. Второй партией отъезжали мы, в Томск. Так как из Томска стоимость самолета дешевле почти в полтора раза, мы просто вынуждены были ехать на машине до Томска. И заметьте, даже поездка до Новосибирска или Томска с лихвой окупается. Не понимаю наш аэропорт, загибающий стоимость билетов до фантастических сумм. Отдав машину моему другу — Дмитрию, мы погрузились в самолет, предварительно одев пластиковые ботинки на ноги, и в каждом аэропорту имея проблемы с переобуванием, но зато у нас не было перевеса! Вечная тема альпинистов — перевоз снаряжения в самолете. Вот сноубордисты, лыжники, теннисисты провозят бесплатно, а нам приходится напяливать ботинки, которые весят в сумме около 3-х кг. Оставим это.
Приземляясь во Владикавказе сразу же натыкаемся на неположенное курение в зоне аэропорта, хоть уже и на выходе, но тем не менее бдительные полицейские дали понять, что расслабляться пока не стоит! Масса назойливых таксистов, договариваемся с пожилым. Так как нас пятеро, возникает вопрос как мы будем умещаться в обычной девятке. Взяв самого приятного члена нашей команды — Алену, на колени, просим таксиста заехать в МЧС чтобы отметить нашу группу. Выясняем что заезд в МЧС должен оплачиваться отдельно, так как это не по пути, соглашаемся. Свернув с трассы через пару км мы попадаем в МЧС, ребята довольно приветливы, регистрируют группу, и предлагают посмотреть их музей. Довольно интересные экспонаты, часть из которых мы видели, либо пользовались, скажем примус Шмель попал в музейные экспонаты. А ведь мы с ним ходили! И честно говоря в этой поездке я скучал по нему, так как калорийность газа, горящего на высоте 3-4 тыс метров оставляла желание взять примус…
Приехав в Хостел, наша команда объединилась! Поужинав, мы решили посмотреть Владикавказ. Как выяснилось, что идти то собственно кроме как в центр Владикавказа больше некуда! Итак втроем покину хостел мы (Владимир, Алена и я) двинулись в надежде купить осетинские пироги. Ларек на пересечении улиц оказался открытым но пустым. Сфотографировав печь — тандыр, мы продолжили движение в сторону видневшейся в ночи церкви, как выяснилось — Осетинский храм Пресвятой богородицы. Набрав святой воды с крещения, сделав несколько снимков, продолжили наш путь в сторону Армянского храма. В городе довольно оживленное движение машин, при почти полном отсутствии просто гуляющих людей. Прогулявшись по набережной, переправившись по мосту через Терек, направились в Суитсткую мечеть. Немного озадачившись, не зная насколько уместно посещение девушкой мечети, решили Алену оставить на улице, а сами зашли внутрь. На наше удивление были очень хорошо приняты, нам разрешили пофотографировать, рассказали про особенности постройки данной мечети, немного истории и узнав что нас ожидает на улице девушка, нам предложили пригласить её внутрь, обозначив, что если она хочет помолиться — должна подняться в молельную комнату для женщин, а если просто посмотреть — пусть проходит. Вернувшись в хостел, собрав все вещи распределенные по разным рюкзакам, мы легли спать.
Утром закупив продукты, вызвав такси мы стартовали в Кармадон. С первого раза попасть в ущелье не удалось. Насколько я понял не так часто посещают это ущелье посетитетили. Поднимаясь вверх по ущелью приходилось всматриваться в следы прошедшего когда-то несчастья. Ничто не напоминает об этом происшествии, кроме местами вскрытого тоннеля и нехарактерной для этих мест грунтовой дороги. С нами на верх поехала Кореянка, жившая в хостеле… Просила остановить автобус по мере движения для съемок красивых кадров…

Приехав в Кармадон мы выгрузили рюкзаки, и пошли регистрироваться в погранслужбе. Два человека не нашли пастпорта, просьба выдать пропуска без паспортов не принесла успеха. Владимир меж тем все-таки нашел свой паспорт, а вот Алена Роженцева увы… Паспорт остался в хостеле. Немного поразмыслив решаю составить компанию Алёне. Так как автобус все равно возвращается во Владикавказ, да к тому же кореянку нужно вернуть в хостел, мы поехали вниз. Алена снимала на камеру почти весь путь. Как-то позже просматривая отснятые кадры я запустил грустный аудиотрек, который так удачно лег на видео, что аж слезу вышибло. Взяв паспорт, купив джентельментский набор — коньяк и мандарины, вызвали такси, которое отвезло нас обратно в погранзаставу. По дороге остановились перекусить шашлыки, размер куска — фантастический, размером с хорошую тарелку! Получив на руки пропуска, мы поднялись до наших рюкзаков. Ждал нас только Валера. Как выяснилось, остальные ушли наверх, ставить палатки. С этого момента и начался наш путь на Казбек!
Стартовав около 3-х часов дня мы пошли по тропе, пересекая погран кордон мы увидели в бинокль оленей, приехавших на квадроциклах на нижние источники отдыхающих. Наших ребят разглядели. Ориентировочно нас разделял час тропы. Пока было светло мы неплохо двигались. Озадачила нас растяжка натянутая над тропой, как-то маячёк мигал. До этого Павел обмолвился о пограничных ловушках. Посчитав данное сооружение за ловушку мы с Валерой спокойно прошли, но Алена озадаченная данным маячком разглядела в нем Пашин фонарик, да и Валера призадумался, сообразив, что скорее всего это палатка и оставлена она для нас. Поразмышляв, мы сняли оставленную нам палатку (веса у нас мало, нам бы еще чего добавить, чтоб мы не скучали). Пройдя метров 200 мы увидели рюкзак, оставленный на тропе. Похоже Володин. Видать тяжко ему пришлось, забрал он из него только спальник. Масштабы Кавказа — потрясающие! Кажется вот совсем рядом! За угол зайдем и на источниках, но нет… В кромешной темноте при свете фанариков мы принялись ставить палатку на стоянке, рядом с нашими пионерами… Поужинав, мы все-таки решили принять ванны. Вода быстро расслабила тело, согрела душу… Из ванн мы вылезли в первом часу ночи. Утром было принято решение стартовать вверх! Хотя если честно, оторвать задницу от теплых источников, кучи еды, обустроенных палаток дело требующее определенных усилий! В нашей команде были забойщики, которым явно не сидится на месте, со словами — догоните, они ушуршали по морене вверх. Как всегда, неторопясь, собрав пожитки наша четверка, а именно — Володя, Паша, Алена и я пошли по следам наших первоходцев. Так как Павел и Валера были уже в этом районе не первый раз, Паша начал возмущаться по поводу проложенной круто вверх тропы. Говорил, что в прошлый раз они пересекли долину понизу и вверх по леднику. А в данном случае мы собрали всевозможные препятствия, а уж потом пересекали ледник, в месте огромадной трещины, занесенной сугробом. Наш передовой отряд ушел вверх и уже умудрился поставить палатки под абсолютно другой скалой. Павел негодовал! Мы под маршрутом, а палатки, посуда неизвестно где. Валера натопил нам чаю, мы тем временем подготовили место под палатки, пару раз провалившись в трещинки, ограничили территорию наших движений.

Появились наши первопроходцы, сориентировавшись с местом дислокации удалились за своими рюкзаками. Тем временем мы стали замерзать… Наши непревзойденные дежурные — Витя Койнов и Василий Бабинович сготовили ужин (могу ошибаться, но мне показалось что они были бессменными дежурными), и все угомонились.
Утро, вспомнить меню завтрака не могу, но точно могу сказать, что с едой было все нормально! Собрав пожитки наши первопроходцы пошли вверх по кулуару искать троса для подъема по склону. Перил не оказалось, начали искать возможный путь. В соседнем кулуаре на стене разглядели красную стрелку, подойдя у ней разглядели перила. В общем-то на подъеме в перилах сильно пользы я не разглядел, но для спуска очень надежная страховка! Алена не могла ставить кошки в лягушку, переступала как на лыжах — параллельно склону, так и не смог понять что именно ей мешало, махнув рукой, с перил она точно никуда не денется. Я пошел вверх наиболее оптимальным для меня путем, не используя перил. Поднявшись на хорошую полку, оборудованную для одно палатки, стал дожидаться восходителей. Изрядно замерзнув, тем не менее дождавшись отставших, ухожу вверх, споив им остатки чая. Вверху манит солнышко, которое освещает площадку, на которую я забегаю. Видно как Алена и Володя заметно отстают от общего темпа, Валера спускается вниз и забирает у Алены рюкзак. Поднявшись на площадку мы решаем, что Валера бежит вверх и на 3500 просит кого-нибудь из отдохнувших(поднявшихся раньше нас) спуститься за рюкзаками отстающих. Все это в планах… Реальность несколько иначе. Поднявшись по тропе до 3200 вижу Валеру, который уже натопил пару термосов чаю. Вверху поднимается Павел, говорит что есть опасный участок. Внизу вдалеке видно медленно идущих Алену и Володю. Грустно. Начинает темнеть, опрокинув очередную тарелку теплой воды на землю, понимаю что одно неудачное движение и ты… Отказавшись от идеи поставить палатку в этом месте, предлагаю Валере напоить чаем идущих снизу и подниматься вверх. Уже в сумерках поднимаюсь на 3500, наши пионеры в палатке, готовят еду. Прошу ребят спуститься в низ за рюкзаками отстающих, натыкаюсь на полное непонимание ситуации, что мы единая команда, что альпинизм — групповой вид спорта, что не зачту им восхождение на Казбек, на что получаю очень твердый ответ от Виктора — я не шерп, и спускаться не буду. Тем временем, пока пытаюсь психологически заставить Виктора и Василия спуститься вниз — готовлю место под палатку. К моему огромному сожалению, не найдя понимания в сердцах наших забойщиков, спускаюсь налегке вниз. В темноте вижу чей-то рюкзак, опознать его в темноте не представлялось возможным. Продолжаю движение вниз. Встречаю Валеру с рюкзаком Алены, Алену, Володи не видно. Спускаюсь. Володя крепится — типа сам дойдет с рюкзаком, без объяснений забираю рюкзак и шурую вверх! Никогда не замечал за собой, что имею резерв. И могу еще чей-то рюкзак поднять наверх… Но это оказалось нетрудно!

Удивительная вещь — командного духа в таких восхождениях нет. Руководитель не признается. Опыт не востребуется. Это чревато. Скоро будем как на западе, каждый ест свой сухпаек, пьет свою воду, и идет своим путем. А если кто-то навернется — я не спасатель, я не шерп… Печально… А если учесть что я инструктор, и если произойдет чп, голову с меня снимут… Да и это не главное. Главное что спасать из команды будут единицы. А ведь этим ребятам клеточки нужны… Разряды… А ведь разряды делаются командой… И как донести до человека, что в несчастном случае даже эта девушка, которая тяжело шла с рюкзаком, окажет именно тебе первую помощь и спасет тебе жизнь… Сильный не тот, кто первый взгромаздился на вершину, сильный поможет слабому взойти! — Вот в чем сила брат! И это не просто слова, это слова в таком знаковом месте как Кармадон, где покоится Сергей Бодров…
Утром принимаем решение сделать день отдыха. У Виктора прям что-то зудится — пошел вверх на пик Полякова(ОЖД). Шел тяжело, хоть и без рюкзака. Тем временем в лагере на 3500 шла обычная жизнь, кто-то готовил, кто-то в палатке плющился, пытаясь урвать кусочек сна которого не было со дня старта с 2800. В ущелье потянулись облака. Ближе к вечеру спустился восходитель, ветер который периодически налетал на лагерь наверху был более сильным. В этот день ничего стоящего пера не произошло.

8 февраля утром после завтрака команда делится на 2-е части. Погода не сказать что ласковая, редкие перистые облака на уровне лагеря, но в долине все покрыто облаками. Нет Владикавказа, нет Кармадона, еще вчера красиво сияющих в вечеру. Все поглотило серое море облаков. Виктор говорит что погоды не будет и лезть наверх опасно. Он спускается вниз. Мое же мнение, что делать выводы еще рано, нужно подняться на 4200, а там уже по факту принимать решение. Вниз свалить можно даже по плохой погоде. Паша сильно натер ноги новыми ботинками, Володя просто не ожидал таких масштабных переходов, хотя имеет опыт восхождения на столь капризную Белуху. Они однозначно идут вниз. Моя же команда-Валера Носков, Алена Роженцева и ваш покорный слуга собираются вверх. Заметалась душа Виктора, а вдруг все получится? Если так, то есть риск остаться без вершины, если погода не даст — есть козел отпущения — Зенович, именно он настоял на подъеме. В общем-то безпроигрышная для Виктора лотерея! Начинаем делить палатки, так как их всего две, одна на 3 чел, другая на 4… А расклад получается 2 на 5. Берем большую палатку. Тут Виктору кажется что он сильно большой рюкзак несет. Повисает вопрос, что же несет инструктор? Понимая что объяснить этому здоровому детине с бородой, что я еще и рюкзак у отстающих поднимаю — решаю выложить на обозрение все свои пожитки. На что мне выкатывается увесистый пакет с продуктами(как я понимаю, продукты на всех). Ладно, делать нечего. Берем его на борт)) Уж очень Виктор был зол на меня, ибо я пытался взывать к его человеческим чувствам, когда просил сходить за рюкзаками отстающих. Да, я не спорю, рюкзак Виктора был очень тяжел, но и бегал с ним он довольно шустро, а значит у него недогруз. Но это отдельная тема лекций. Стартуем. До 3700 дохожу на автопилоте, вес рюкзака для меня предельный, можно конечно еще грузить, но темп очень резко снизился. Алена так же сильно отстает. Виктор предлагает разгрузить её рюкзак и раскидать на всех. Решение правильное, содержимое рюкзака равномерно распределяется между Валерой, Виктором и Василием. Слабо помню, досталось ли мне чего… Дальше было однообразно камни, склон… тропа, осыпи. Валера устав от камней решил пойти по снегу, и надо сказать очень преуспел, вертикально вверх тропил, у меня аж голова так не запрокидывается…

4200 склон вершины Полякова, оборудовано несколько мест под палатки, конечно занесено снегом. Наши пионеры расчистили одно из мест, хорошо обложенное камнями от ветра. успели приготовить питье, посушить спальники. Добравшись до нашей палатки, помогли её установить, дальнейшие действия стандартны и не требуют описания.
Наши пионеры решили с вечера, что выйдут в 5 утра, но как-то рано они засуетились утром, что вышли аж в 4! Луна прекрасно освещала плато, близилось полнолуние. Проводив товарищей, мы стали неспешно собираться. Световой день короткий, все-таки февраль, но присутствие луны на протяжении всей ночи, да еще и полной, давало нам преимущество — довольно большой световой промежуток рабочего времени. Рассчитывая на это я не сильно беспокоился по поводу возвращения в штурмовой лагерь, за что и поплатился (но об этом позже). Итак, собравшись, наша тройка Валера, Алена и я двинулись по плато. Самое опасное на ледниках — трещины, наша задача была пройти по плато, минуя трещины и выбирая оптимальный путь. С плато мы справились неоднозначно, но тем не менее, преодолели подъем с плато на седловину. Далее по обширным полям, видя следы наших ребят мы устремились к границе с Грузией. Так как с Грузинской стороны вдоль всего склона Казбека была проложена хорошая тропа, нашей задачей было выйти на эту тропу. Наши пионеры уже бились с вершинной головоломкой, когда мы встали на эту тропу. Все движение по ледникам совершалось в связке, поэтому темп определялся нашим самым дорогим участником — Аленой. Поначалу я даже оборачивался, чтобы понять, что ей нужен отдых, потом уже не оборачиваясь опирался на ледоруб и приводил свое дыхание в норму. Не скажу, что восхождение было тяжелым, нет. Неспешное движение связки, слаженная работа всех участников создавало какую-то необычную ауру, прогулка по склонам Казбека — я бы так это назвал. Посредине тропы, встретились с нашими спускавшимися первопроходцами. Да, они были первыми в этом году с нашей стороны. В верхней части, под скалами образовавшийся берг затруднил наше движение. Пришлось собирать станцию на первом же выступе и принимать участников. Дальше был лед. Закрутив бур и сблокировав со станцией, я поднялся до каких-то камней, собрал очередную станцию. В этом месте лед довольно крутой, местами бутылочный, какой-то странный — чешуйками. Я такого еще не видел. Но если на нем поехал, вряд ли удастся остановиться. Поэтому, когда участники поднялись, мне пришлось спуститься до первой станции чтобы разобрать её. Тут поступила просьба Алены принести из рюкзака аккумулятор для камеры. Полка была узкая, рюкзак не закреплен. При манипуляции с содержимым рюкзака баллон с газом благополучно ушуршал вниз, печально. В ту же сторону отчалила моя перчатка, но зацепилась на бергшрунде. Спускаться не стал, впереди еще вершина, и запас рукавичек в рюкзаке. Поднявшись к станции понимаю, что и вторую веревку вешать придется. так как дальше вдоль скал натечный лед, далее лед выполаживается. Повешав перила ухожу вверх, осознавая что вешать веревку на этом участке бессмысленно, а идти без страховки опастно. Так в раздумьях и взгромаздился на вершину Казбека! Видно ущелье уходящее в Грузию, виден Кавказ!

Понаслаждавшись пару минут пейзажами внимательно отслеживаю движение Алены. Мало того, что человек только недавно научился ходить на кошках, еще и одна кошка периодически отстегивалась, так как рант в который упирался фиксатор проткнулся и кошка хоть и в натяг, но все-же слетала. К приходу Алены вся грузинская сторона оказалась затянута флагами сдуваемыми с западной вершинки Казбека. Несколько фото на память и вниз… Кошки приходилось вбивать в жесткий лед. Но вот все участники на верхней станции. Время уже третий час. Начинаем спускаться по веревкам. Разбирая верхнюю станцию наблюдаю за прилетевшим с грузинской стороны вертолетом – видать границу бдят грузины! Помахал им, на секунду мне даже показалось что вертолет завис! Вниз! Домой! Валера на трещине пытается скатиться на 5 точке, но не может задержаться ледорубом выкатывается на всю веревку, Алена его успешно ловит, на этом же участке покатались все, только я почему-то не набрал скорости и мой ледоруб благополучно задержал меня. Несколько съемок у гигантской трещины и длинный путь до подножья. Перекусив, мы очень скоро нашли наши следы и пошли по ним. Только когда мы поднялись на седловину, найти следы подъема с плато оказалось не так просто. Мы уже видели склон пика Павлова, но при этом светила луна, а с долины навстречу нам предательски ползли облака. После нескольких неудачных попыток мы все же нашли спуск на плато. При свете фонаря было видно следы кошек в направлении лагеря. Меж тем облака плотно затянули плато. Сколько времени мы преодолевали его сложно сказать. Иногда след пропадал, приходилось крутиться в поисках отпечатков кошек. И вот впереди мы увидели свет фонаря! Все! Прямой наводкой на фонарь! Ребята светили и свистели нам, а мы двигались к ним! В какой-то момент свет фонаря пропал, а свист начал раздаваться справа от нас. Дул ветерок, но мы не обращали на это внимание, шли, уставшие, но уверенные в хорошем исходе нашего восхождения. Мы уже практически подошли к пику ОЖД, оставалось только подняться по осыпям, свист четко раздавался именно с этой стороны, отражаясь от камней. И тут Валера увидел фонарик намного левее нас. Это уже что-то! Мы кинулись навстречу фонарю, а свист забавно раздавался сзади. Наконец мы вышли к палатке, уставшие и голодные. Ребята в ожидании нас приготовили поесть и попить. Ну и в связи с тем, что они вернулись в лагерь в 12 часов дня, видать очень хотели сбросить высоту и свалить вниз, но палатка была одна, да и мы непонятно где. Это событие очень накалило воспаленный мозг Виктора, и они набросились на нас как бык на красную тряпку. Нет чтобы радоваться, что вся команда спустилась, все живы и здоровы! Такой реакции не ожидал никто. С криком что я должен был развернуть Алену еще посреди горы, что контрольный срок возвращения (непонятно кем установленный) истек, что они уже позвонили в МЧС, так как видели над вершиной вертолет. В такой накаленной обстановке задаю Виктору вопрос ты вообще кто такой? С какого перепуга ты назначаешь срок возврата? Какого хрена звонить в МЧС? На что получаю вполне реальный удар в каску. Пытаюсь сопротивляться, но силы остались где-то на плато, вынужден принять то, что будет. Никто из окружающих не может понять что произошло, чувствую хватка ослабла, встаю на ноги, Василий кричит, чтобы я остановился… Как будто я, то всю заваруху начал я. Виктор кричит, чем я думал, когда вел Алену наверх? Что ей еще рожать и воспитывать детей. На что и я и Алена ответили, что она взрослый человек и сама принимает решение. Да и не было на мой взгляд никакой опасности, кроме отсутствия баллона газа. В общем непонятно из каких соображений на мне отыгрались первый раз в жизни получил такую благодарность за совершенное под моим руководством восхождение на 2Б… Сколько было у меня гор, скольких людей на вершины сводил… Виктор под давлением Василия, принес-таки мне извинения. Вот с такими событиями, с вершиной и скандалом мы легли спать.

Утром наши агрессивные друзья быстро собрались и убежали вниз, оставив нам палатку, котлы, в общем как вверх, так и вниз мой рюкзак был нелегок… А так хотелось не напрягаться. Тропу за ночь завалило снегом, и следы наших ребят на глазах заваливало. У нас оставалось только максимально быстро бежать вниз, пока видно следы наших «сильнейших» горовосходителей. До 3700 спустились практически по тропе, попили чай, забрали Аленин рюкзак, оставленный на подъеме. Спускались мы кучно, не убегая друг от друга. Валера Носков всегда умудрялся поить нас чаем, то на горелке натопит, то из термоса нальет! Настоящий товарищ! С таким и в разведку и на бал! Сильный человек! Спустившись на 2800 он успел натопить чаю и залить в термоса. Когда мы подошли, решили найти место нашей стоянки, и забрать там оставленные припасы. За несколько дней ледник изменил облик и найти нашу стоянку не представлялось возможным. Двинулись вниз по следам наших ребят. Начинает смеркаться. Тропа резко пересекла ледник и пошла вверх на морену. На морене мы увидели спусковой след, кто-то спускался на 5-й точке. Я решил что вариантов немного, склон довольно крутой, выкат в свете фонарика не видно. Как-то очково… Сажусь на лед и в этот момент вся дорожка под моими ногами съезжает вниз и я вижу голый лед, с массой мелких камней. Понимаю, что доедет отбивная, с трудом возвращаюсь на ноги, отползая от горки. Как потом выяснилось, ребята спустили там рюкзаки, а скатываться сами не рискнули… Путем небольших блужданий в темноте находим спусковые следы. В 100 метрах от мостика Алена роняет фанарик, из которого вываливаются аккумуляторы. Найти их в рыхлом снегу не получилось. Ставим запасные и двигаемся на теплые источники. В связи с утренними событиями решаем поставить палатку на источниках. Видя наши фанарики к нам подходят Володя и Паша. В трусах и пуховках… Для окружающей температуры наряд довольно экзотичный. Помогают нам поставить палатку. И вот мы снова ныряем в источники. Ночь. Валит снег. Тепло…
Самым трудным в этой поездке оказались отношения. Любую команду надо схаживать. Не нравится мне буржуйский стиль восхождений, когда каждый сам за себя и когда на ближнего наплевать. Ну не вяжется это с моим менталитетом. Конечно внизу Виктор признал, что в чем-то я его сильнее, еще раз извинился… Но этого могло и не быть. А восхождение осталось бы в памяти светлой строкой. Выбирайте тщательнее тех, с кем будете делить тарелку супа и веревку на восхождении!