В октябре 2016 года закончилась экспедиция кузбасской команды альпинистов в Альпы. О своих впечатлениях поделился Денис Кучин.
“Путешествие в Альпы для кемеровской части команды началось с надежды успеть на самолет Москва-Милан, т.к. стыковка между рейсами была изначально критической – всего полтора часа. Но когда наш рейс Новосибирск-Москва задержали на 40 минут, а затем еще 40 мы просто сидели не взлетая, оставалось только надеяться … В полёте пилот нагнал 20 минут и мы подпрыгнули с мест сразу после приземления. Немного поругались со стюардессой – мы должны оставаться на своих местах пристёгнутыми, в общем, пять минут позора и мы вприпрыжку бежим по Шереметьево и успеваем таки на посадку! До этого думал, что забеги на улетающий самолет только в кино показывают))
Миланский аэропорт Мальпенса показал нам свой неподъёмный прайс на аренду машины, благо Серёга это предвидел и у него был продуман план «Б». Мы встретились с Костей и поехали на ближайший рент-паркинг, где благополучно арендовали новенький дизельный универсал. Заселились в кемпинг и как истинные патриоты поехали голосовать в отделение Российского консульства в Милане, на дворе ведь день выборов 18 сентября 2016 г. Забежали в супермаркет, где без должной сноровки купили ворох нелепых продуктов: упаковку чистой воды, которая на самом деле оказалась сладким тоником; кочан капусты, который оказался клубком горького салата и равиолли с очень странной начинкой ))). Потом футбольные фанаты Саня, Серёга и еще 80 тысяч человек пошли смотреть футбол Интер (Милан)-Ювентус (Турин) на легендарный стадион СанСиро, который дважды принимал чемпионаты мира.
Утром следующего дня выезжаем на автостраду в сторону Монблана, где тоже умудрились “накосячить”, не взяв талончик при въезде на платную дорогу )). На следующем контрольном пункте не понимали: какой нафиг билет нужен контролёру ???))) Затем пересекли французскую границу и прямо под Монбланом через тоннель приехали в столицу альпинизма Шамони! Как выяснилось, сезон восхождений закончился вчера. Вчера ушёл наверх последний трамвай и наверняка вчера работали все магазины и можно было легко купить газ… А сегодня, чтобы купить газ, нам придётся побегать и посмотреть все окрестности Шамони или как минимум местечко Лез Уш ;-). В общем, не без труда находим желанные баллончики, паркуем машину и садимся в фуникулёр, который доставляет нас на 1800м. Начинаем треккинг по хорошенькой тропе до 2100 м, потом по шпалам железной дороги столетнего трамвая до станции «Орлиное гнездо» (2380м). Принимаем решение продолжить путь и ночевать уже в лагере у приюта Тет Рус 3187 м. Пришлось разделиться по силам, первые дошедшие обустроят лагерь. Чтобы приключений было больше, мы решили заблудиться на подходе и вместо натоптанной тропы, замутили себе китайский поход по свеженьким моренам с элементами 4wd. Как ни странно, но отстающие тоже заблудились и сибирская интуиция их направила туда же. В девять вечера лагерь разбит на Тет Рус и мы видим пару отстающих фонариков внизу. Слышимость отличная и нам удается выяснить, что наши ребята больше не хотят подниматься, им мол и там хорошо. В общем, пришлось уговаривать чаем, печеньками и спустя еще пару часов мы все вместе засыпаем в теплой палатке.
Следующий подъём начинается… с туалета! На Тет Рус он знаменит, это какое-то европейское чудо механики. Во-первых он умышленно перекошен, во-вторых, если следовать инструкции и наступить на специальную педальку 5 раз, то происходит множество всяческих механических процессов и дело проходит гораздо экологичнее! И это всего-то от нажатия педали! Наша задача на сегодня добраться до хижины Гютэ 3863м. По слухам это технически-непростой участок, где следует пересечь опасный Гранд-кулуар. На самом деле особых сложностей не нашлось, а Гранд-кулуар уже замёрз и практически не сыпал после окончания основного сезона. Набрав нужную высоту, нашему взору открылся четырехэтажный высокогорный приют Гюте. Мы все обалдели… У нас на равнине не всякий отель превзойдет его в комфорте. А здесь на почти четырёх тысячах метров на горе ты получаешь: первый этаж – теплая раздевалка с возможностью развески снаряжения и ячейками для личных вещей, затем переобуваешься в тапочки (которые берешь здесь же); на втором этаже кафе-ресторан с космическими ценами, но возможностью заказывать блюда и напитки; третий и четвертый этажи – гостиничные номера с климат-контролем, подушки, одеяла, сменное белье и т.д. Все это по информации на плакате обошлось застройщику – французской федерации альпинизма в 8 миллионов евро. В общем припереть сюда 25 кг рюкзаки со спальниками, палаткой, карематами и пр. было ошибкой, за которую нас подкалывали иностранные альпинисты. Платишь 80 евро и штурмуешь гору проснувшись в теплой постельке со всеми прилегающими удобствами. Голова кружится от технологий этого сооружения: как получают столько электроэнергии? Как бесперебойно работают чистые вакуумные туалеты? Как решают такие потребности в чистой воде? Персонал приюта всего четыре человека и они всегда в действии! Кухня с общей комнатой закрыты только 5 часов в сутки! Когда они успевают отдыхать не понятно, при этом они всегда остаются приветливы к посетителям.
С вечера к нашей команде примкнул молодой поляк Саймон – его напарник слабоват и отказался от восхождения, берем Саймона в свою связку. Подъем в хижине Гюте по распорядку. Народ позавтракав шуршит снарягой на первом этаже. Нам удалось собраться и выйти примерно в полпятого утра. Сразу в приюте ввязались в связку и пошли окучивать снежные подъёмы, изредка изрезанные трещинами. Добравшись с рассветом до высоты 4300м, где расположена аварийная хижина Вало, Константин твердо решает дальше не подниматься. Идётся тяжело и начинают подступать легкие прелести горняшки. Действительно добраться до вершины 4810 метров на третий день восхождения (четвертый день выезда из города с разницей во времени 5 часов) это задача достаточно спортивная. Сверху народ по разным причинам не дойдя до вершины поворачивает обратно, и с уверенностью, что Костя найдет себе попутчиков вниз, остальная часть нашей группы продолжает восхождение. Особенность выбранного нами маршрута на Монблан, состоит в том, что вершину не видно пока не подберешься к ней в упор, а наборы высоты по снежным холмам, сопровождаются участками понижения рельефа. Идёшь и вопреки ожиданиям очень долго ничего не меняется, поднимаешься, тянешься, набираешь, а затем спускаешься… Тягун колоссальный. Разве только порадовал ключик на маршруте: с полки нужно перепрыгнуть открытую расщелину шириной полтора метра и ухватиться за веревку на противоположной ледовой стенке. Медленно, но верно к 11 часам мы выгребли на вершину! Погода начала портиться, мы быстренько сфотографировались и настроились на спуск. На спуске Сергей разжился новеньким ледорубом. Кто-то на остром гребне его обронил, и он лежал на крутом склоне метрах в 15 ниже тропы. Видимо хозяину было лень за ним спускаться, а вот нашему Сергею нет! Вернувшись в приют Гюте, выяснилось, что Костя на спуске повредил колено – особых причин травмы не было, вероятно сказалась накопленная усталость. Константин и Александр остались в хижине ещё на одну ночь, а мы с Серёгой решили не баловать себя дорогими апартаментами и спустились к палатке на Тет Рус.
На утро Константин после инъекции кеторола и фиксации колена эластичным бинтом мог самостоятельно продолжить спуск. После обеда лагерь был снят и все вместе мы спустились в Шамони. С парковками в столице альпинизма напряженка. Кое-как найдя место нашему авто, мы чисто случайно заметили предложение бюджетного по местным меркам жилья. Нас устроил этот вариант, и мы отправились на вечернюю прогулку по центральным улицам Шамони. Поразил горный потенциал этого местечка. Вокруг просто безграничные возможности горных видов активности. Захотелось поселиться здесь на полгодика )) Отведав местной дорогой кухни за наше хорошее начало экспедиции, мы еще чуток прошлись по историческим улочкам, обнаружив немало удивительных вещиц.
Следующий день начали с легкого шопинга в Шамони и продолжили свой путь к нашей главной цели. Маттерхорн – одна из красивейших вершин мира, визитная карточка альпийских гор. В планах сегодня прибыть к подножию величественной горы со стороны Италии, где её именуют Монте Червино. Классический же путь подъема на Маттерхорн проходит по швейцарскому гребню Хёрнли. В провинции Червинии мы посетили восходительское бюро, взяли прогноз погоды и получили консультацию: основной сезон закрыт, на маршруте много снега и нужно быть «вэри гуд» альпинистом, чтобы достичь цели. За последний перед нашим прибытием месяц гора насчитывает пятерых погибших – трое сорвались и двое замёрзших… В тот же день начинаем подъём к началу маршрута по гребню Леон. В темноте добравшись до закрытой хижины Абруцци, ставим палатку возле местных озер. Изучив прогноз и условия на маршруте, решаем на следующий день отдохнуть.
alp_015
Спустя день беспечного батонства и восстановления сил, мы настраиваемся на восхождение. В базовом лагере с радиостанцией остается Константин, а мы втроём начинаем восхождение. Нас ждет восьмичасовой переход с техническими элементами до хижины Карел 3800 м. Маршрут начинается по осыпному склону и приводит к кулуару с простым лазанием. Затем покатые полочки, мокрые от недавно подтаявшего снега и траверс в обход пика Теста де Леоне. Отсюда начинают встречаться стационарные точки страховки, которые приводят к провешенным толстенным канатам, а те в свою очередь ведут до самой хижины. Добравшись до приюта засветло, успеваем немного подсушиться после бродилки по мокрому снегу. Что можно сказать о хижине Карел? Стоит себе здоровенный дом прямо на гребне, можно даже сказать, что висит. Потому что большой площадки на остром техническом гребне разумеется нету и основание представляет из себя смесь искусственной площадки с подвесной, непонятно как закрепленной, системой. К тому же это сооружение ветроустойчиво и даже готово к регулярным землетрясениям. Сначала мы были единственными гостями. Вновь удивил европейский подход к комфорту. Входишь такой в хижину, щелкнул выключателем – появился свет. Повернул краник и пользуешься газовой плитой. Справа спальня – двухярусные кровати с одеялами и подушками. На кухне вся столовая утварь и даже еды на неделю можно сообразить. Всё рассчитано на совестливое обращение. Оплату за пользование хижиной в размере 15 евро с человека в день просто нужно положить в кубышечку на стене.
Наш маршрут не смотря на всё имеющееся оборудование: канаты, шлямбура, цепи, подвесные лестницы и пр. все же имеет сложность выше средней (с учетом обработки оценивается как 4Б). Мы ещё раз в этом убедились, когда перечитывали бортовой журнал в хижине Карел. В этой здоровенной книге многие восходители оставляют записи для общего просвещения. Так вот среднестатистическое время на штурм около 10 часов и, что примечательно, столько же на спуск обратно в хижину. Многие восхождения сопровождались холодными ночёвками. В этой книге оставили записи даже некоторые именитые альпинисты из России. Не будем пижонить, но эти записи оптимизма не прибавляли – время, затраченное на восхождение аналогичное. И прямо сейчас, в девять вечера, на гребне штурмового участка сверкают фонари двух швейцарцев.
Наступил день, когда придется хорошенько потрудиться. Погода позволяет и к вершине Маттерхорна. Посоветовавшись, мы выходим наиболее мобильной связкой вдвоём с Серёгой, Александр остается на хозяйстве в лагере. Выходим в 3:45 утра. Лихо гребём по провешенным канатам, затем цепь через реальный карниз, потом снова благоустроенный участок. Но маршрут все-таки требует ориентирования, а стационарное оборудование не может сопровождать нас вечно. И вот в кромешной темноте мы пытаемся определить по какой линии нам следует продолжать подъём. Потратив порядка сорока минут золотого времени мы выходим на острый гребень и вскоре встречаем рассвет. Через какое-то время гребень обрывается и просит дюльфернуть, а затем и вообще надо попрыгать через разломы. Сказать, что данный комбинированный маршрут очень разнообразен это ничего не сказать. Он очень протяженный и постоянная смена попеременной страховки, одновременного движения в связке и всякие местные харизматичные элементы рельефа отнимают просто уйму времени. Не смотря на наличие оборудования, все же есть участки с нехилым лазанием в стиле фри-соло.
Этого оборудования то в излишке, то вообще ничего нет. Пригодились несколько аварийных крючьев. Сожалели, что не прихватили комплект френдов … К двум часам дня мы взошли на вершину. Кроме нас на маршруте в этот день никого не было. Прошли мимо итальянской Монте Червино, на которой красуется крест, приспустились и перешли в Швейцарию на главную вершину 4478 м. Несколько фотографий и бегом назад, предвкушая ещё огромный объём работы. Стремительный дюльфер, затем распутывание макроме из веревки. Прыжки по жандармам и лазание на участке, где приходилось спускаться одну веревку. Непрерывная работа дала сбой на одном участке, когда застряла веревка. Снова вверх, поправил ситуацию и вот мы наблюдаем закат солнца. До хижины ещё треть пути, а нас накрыла ночь. Работа замедлилась, но осторожно продолжаем спуск. Вот уже видны огни приюта. Александр, заметив наши фонари, прокричал: «Мальчики, домой!» И пошёл греть чай. В час ночи мы ввалились в хату. Живые, здоровые и счастливые. В домике, кроме Сани, еще четыре человека. Два гида и два клиента. Они хотели на гору, но передумали.
Проснулись рано, погода испортилась, снежок. Пора валить. Аккуратно организуем дюльфера, траверс по мокрому снегу, а дальше на удивление условия передвижения улучшились. Большее количество снега растаяло, и осыпные склоны и полки как-то стали приятнее, чем были на подъёме сюда. В нижнем лагере у хижины Абруцци встречает Константин, поздравляет с успехом и параллельно фиксирует наши эмоции на фототехнику. Совместными усилиями все главные задачи выполнены;-) Возвращаемся в Червинию, проходим мимо альпийских лугов с осликами и коровками.
Ну а дальше нас ждут пицца, паста, сыр и прочие вкусности итальянской кухни. Восходительская часть программы закончена. Впереди скалолазание в Арко и культурная программа по ключевым городам Италии – Верона, Венеция, Флоренция и вечный город Рим с Ватиканом…”
Автор Денис Кучин.
Фото участников экспедиции.
0 комментариев