Команда сайта gesh.info недавно встретилась с одним из основателей школы фрирайда «Snowriders» Антоном Лементуевым, и пообщалась с ним на тему фрирайда и безопасности в горах… Уверен, читателям «Горного района», будет полезно и интересно…
Справка: Лементуев Антон Александрович, 28 лет. (в миру Антонио). Инструктор по горным лыжам, организатор мероприятий в рамках школы фрирайда «Snowriders», в которой является одним из основателей. На горных лыжах с 1991 года. Любимое направление – внетрассовое катание, которым увлекается более 15 лет. Достижения: пятое место в «Nike freeride Amateur contest» (Красная поляна, 2006), участие в двух этапах Кубка России по фрирайду (Красная Поляна, Приэльбрусье, 2006), третий разряд по альпинизму.
Привет, Антон. С наступающим сезоном!
Привет! Спасибо! Слышны шаги за горами, да? И мне…
Предлагаю начать беседу с главной темы разговора – с фрирайда. Что для тебя фрирайд?
Мой фрирайд – это творчество, это совершенствование, поиск, радость. Им и весело, и страшно, и трудно, и легко заниматься. Это больше похоже на состояние острого переживания себя «на снегу со скоростью среди гор». Он разнообразный и бесконечный. Как и все в этом мире:)
Внетрассовое катание и фрирайд – это одно и тоже?
По сути, да. Первое, на мой взгляд, просто более официальное название.
Какова роль состояния снега для фрирайдера? Ведь спуск по «пуховым» теневым склонам Казыра и по практически голому льду Белухи – это разные вещи?
Немного да :) Любой человек, мало-мальски научившийся стоять на доске или на лыжах в мягком снегу, уже может скатиться по склонам Казыра или по лесу в Шерегеше. Но упаси бог его оказаться где-то посреди ледяного или фирнового склона. Наличие снега и его структура может сделать спуск невозможным, а может сделать и феерическим и незабываемым. Состояние снега может убить, если нет достаточной технической подготовки, а может позволить скатиться там, где ранее какой-нибудь мегакрутой фрирайдер едва выжил, отдыхая через каждые пять поворотов, едва справляясь с лыжами или с доской. Конечно, стремиться нужно к тому, чтобы снизить влияние состояния снега на красоту проезда и богатство собственных ощущений.
А правда что многие райдеры любят Шерегеш именно за качество снега? Есть миф что в Шерегеше уникальный снег (наш холодный сибирский климат сохраняет снежинки), которого нет на той же Красной Поляне и альпийских курортах Европы. Разрушишь миф?
Насколько мне известно, дело не cтолько в холоде, сколько в сочетании влажность-высота-температура. Какие-то местные особенности делают снег таким, какой он есть. А еще у него есть одно замечательное свойство – он обладает низкой лавинной опасностью. Это действительно уникально! Такие курорты в мире есть, но их очень мало.
В Европе не был. В Красной Поляне тоже уникальный снег – по-своему. Он, говорят авторитеты фрирайда, считается стабильным с точки зрения лавинной опасности. Есть одно НО: когда в Шерегеше уже месяц как все взрывают пухляк под «хлебницей», в Красной Поляне можно все еще собирать грибы и дикий перец :) И лично мне наш снег нравится больше :)
Думаю, Шерегеш больше любят за то, что он позволяет фрирайдить уже в ноябре — декабре по отличному снегу, катаясь с подъемника, в то время как на других курортах и в иных местечках «отшумели летние дожди», либо снега совсем мало. Правда, там, где есть ратраки или вертолеты, ситуация иная. Мое мнение: быть в Шерегеше в декабре для ценителя пухляка так же важно, как президенту записать новогоднее поздравление. Это… как тельняшка в день ВДВ.
А как влияет время года на ощущения от катания? Осень, весна или золотая середина?
Когда-то влияло. Сейчас – нет. Стало все равно.
Чем отличается снаряжение катающегося по ухоженным склонам от фрирайдера?
Иногда ничем… Но тех, кто оказался не с той снарягой не в том месте, обычно очень жалко :) Человек на спортивных слаломках где-нибудь посреди долины Викторьевки смотрится нелепо и беспомощно. Я всегда рекомендую брать лыжи пошире и помягче, доску – с мягким носом, лучше даже с ласточкиным хвостом – это если выпало какое-то количество свежего снега и мы собираемся туда, где не будет подготовленных трасс. Фрирайд, к счастью, разный, и снаряд (то есть сноуборд или лыжи) должен быть соответствующим. К примеру, на более жесткий снег, после ветра и мороза, нужны лыжи покороче и пожестче, чтобы они хорошо держались за снег и легко поворачивались, чтобы быстро можно было сбросить скорость или изменить направление движения. Это же правило, в целом, относится и к сноуборду.
Какие места в наших краях больше всего привлекают любителей внетрассового катания?
Если брать радиус в 1000 км, то это, прежде всего, конечно, Шерегеш. Он простой, легкодоступный, комфортный. Здесь есть зоны интересных полей и лесов, много снега и сравнительно мало ветров. Здесь только-только начинается освоение новых районов для фрирайда благодаря распространению скитура и сплитбордов, а также механизации бэккантрифрирайда.
Километров 140 от Шерегеша на восток есть Поднебесные Зубья – настоящие горы, со скалами, кулуарами, большим перепадом высот и обилием снега. Потрясающе красивое и относительно труднодоступное место с точки зрения фрирайда. Кататься там здорово! Обязательно вернусь на Зубья, чтобы покататься там.
Есть Приисковый – это северо-восток Кузнецкого Алатау. Здесь есть ратрак с пассажирской будкой, есть гостиница и есть горы. Здесь рано выпадает снег и поздно тает. Катание несколько дороже, чем катание с подъемника. Но, если совсем лень ходить и хочется чаще делать спуски то сноукэтинг (т.е. заброски на гору с помощью ратрака) как раз то что доктор прописал!
Как обстоят дела с фрирайдом в Шерегеше? Есть где покатать?
Очень хорошо! ))) Вариантов много, но нужно успевать. После снегопада за 3 часа весь лес укатывается, что от паудера не остается и следа. Поэтому нужно вставать рано или уезжать подальше от доступных с подъемников склонов.
А как добираться до райских мест? С подъемника прыг в снегоступы и потопали?
Как вариант – да. Это называется бэккантри. Тем, кто не любит ходить, приходится ездить на снегоходах или на ратраке. В Шерегеше есть где покататься: ближние маршруты на Утую, Верблюды, на Тельбес, на Южный Мустаг. Но это все быстро «кончается» так как людей много, а места мало. Но совсем недавно мы нашли то самое место, где снега хватит всем. Это район р. Викторьевка, склоны Северного Мустага и прилегающих гор. Фантастическое место! Кстати, чтобы покататься там, уже не нужно быть спортсменом-снегоступом )) Теперь можно подниматься в ратраке с теплой кабиной!
А много любителей пухляка в Шерегеше? Если человек первый раз, в одиночку, то как быть? Как то можно найти «братьев по разуму» или того, кто подскажет и покажет где лучше катать, а где не стоит этого делать.
Существует два способа:
1) Кататься одному. Со всеми вытекающими.
2) Обратиться к инструктору. Однако если одному нанимать инструктора на несколько часов, то в финале сумма окажется значительной. Как альтернатива – различные школы, где проводят групповые занятия. В этом случае можно и единомышленников найти, и поучиться, и маршруты новые узнать. Ежегодно мы проводим такие мероприятия, цель которых – научить любого желающего кататься вне трасс, а так же привить необходимые фрирайдеру умения и знания. Обычно это недельные мероприятия.
Выбор остается всегда за нами))
Какие «школы» вы планируете в этом году, в какие сроки и как на них попасть?
Сейчас мы проводим запись на школу с 27 ноября по 4 декабря. В планах провести еще несколько за эту зиму, но пока точных дат не афишируем. Совсем скоро информация будет доступна для всех.
Кстати, про безопасность. Какие опасности поджидают фрирайдера на склонах. В частности в Шерегеше.
На склонах в Шерегеше опасность обычно одна – пьяный райдер. Увы, продажа крепкого алкоголя на вершине горы до добра не доводит. Люди напиваются, потом врезаются, калечат себя и других… Но иногда сталкиваются и совершенно трезвые люди. Как правило, в этом случае кто-либо из участников аварии нарушил «правила движения». Они негласные, но написаны в прямом смысле кровью. Например, нельзя стоять или сидеть за перегибом. Нельзя внезапно траверсировать склон. Проще говоря – не будь сюрпризом на горе и все будет хорошо! Но это, конечно, не гарантия. Поэтому я всем рекомендую кататься в шлеме и быть внимательным. Это спасает.
Лавины в Шерегеше иногда случаются, несмотря на множество мифов об этом. Есть несколько мест где хотя бы раз в год что-то сходит. Я имею в виду не крохотные лавинки от райдеров, а когда сходит значительная снежная масса. На школе мы всегда рассказываем и показываем эти места.
Кстати, да! Про твои «лавинные приключения» многие знают. Как так получилось? Перед спуском ты видел что склон лавиноопасен?
Видел… Никогда до конца не знаешь наверняка, пойдет лавина или нет. Все основано на опыте, мастерстве безопасно кататься и каком-то особом чутье, которое развивается особенно остро у людей, живущих и катающихся в больших горах. Конечно, бывают случаи, когда все прямо очевидно вот-вот посыпается. Но, как правило, мы катаемся в более спорных ситуациях. Потом я разбирал этот случай с Максом Панковым. Выводы сделал. Мне помогло какое-то чудесное везение и то, что рядом были люди, которые были готовы к этому повороту. Мы тренировались работать с лавинными датчиками, поэтому, во многом, я могу ответить на эти вопросы )))
Уйти от лавины в первые секунды не получилось?
Нет. Я нарушил одно из важнейших правил – безостановочность. Я остановился в сыром снегу и не успел набрать достаточно скорости. Ситуация слишком быстро изменялась.
Какие мысли посещали пленника снега?
Давно уже было )))) Мыслей было много разных. В основном в стиле «вот нам проверка, как мы готовы» ))) Ну и я был рад что у меня есть лавинный датчик. Под снегом меньше всего думаешь о его стоимости. Деньги как-то теряют тот смысл, который есть наверху.
Дааа… бипер и лопата – лучшие друзья фрирайдера. Перед друзьями проставился? Отмечаешь теперь свой второй День рождения?
Все всё поняли и так) А ДР не справляю, мне кажется это лишнее. Просто рабочий эпизод. Не самый приятный, но интересный и поучительный для всех вообще. Везение + подготовка – и вот результат.
Из этого урока жизни сделал какие-нибудь выводы, пересмотрел свои взгляды на какие-нибудь вещи?
Да, конечно! Пересмотрел взгляды на подход в работе гидом. Нужно меньше стараться угодить своему клиенту. Не стоит оно того ;) У нас нет второго шанса, поэтому на своем нужно стоять твердо.
Кстати, как избежать лавины и как снизить риск схода лавины, если есть подозрения что, склон лавиноопасен?
Ну… сложный вопрос. Стопроцентно нелавиноопасно только там, где кататься не интересно. Поэтому есть два способа: 1) не кататься 2) соблюдать некоторые правила передвижения по склону, организации группы, личной подготовки и технического оснащения. Для этого проводятся и школы и различные курсы. Все они полезны. Главное здесь – ПРАКТИКА!!! Можно прочесть море литературы, но пара часов практических занятий куда ценнее (но не взаимоисключающе!). Я бы рекомендовал исходить из того что склон всегда лавиноопасен. А уж доходить до абсурда или забивать на правила и не видеть реальность – решать каждому райдеру. И отвечать тоже самому перед собой. Стихия, она грубая и беспощадная. Перед ней все равны.
Надеемся, что райдеры прислушаются к правилам, написанных кровью, и будут избегать откровенно опасных склонов. Все-таки статистика выживания в лавине очень печальна.
Ну и на последок расскажи о жизни личной, чем занимаешься, как бизнес процветает?
Иногда весело, иногда грустно ) Как говорится, о намерении суди по результату. Вот ) Двигаемся вперед, это главное.
Спасибо Антонио! Познавательно и интересно! Надеюсь, еще встретимся и пообщаемся, но уже не обо всем, а на конкретные темы.
Взаимно! Всегда рад:)
© gesh.info
0 комментариев