Фрирайд или Даунхилл!?

ФРИРАЙД



Фрирайд (имеется ввиду велосипедный) как стиль катания возник примерно в конце 80-х годов прошлого века где-то в дебрях северной Америки. При выборе названия для этого занятия, похоже, особо не «парились» и просто взяли словечко из горнолыжной тематики. Фактически фрирайд можно считать колыбелью всех современных экстремальных велодисциплин. Как бы экзотично ни выглядел какой-нибудь фанни-джампинг, стрит или слоупстайл (есть и такие стили катания), корни их всё-таки оттуда – из фрирайда. Вообще, дать определение фрирайду не так-то просто. Буквальный перевод – «свободное катание» ничего толком не объясняет и лишь напускает тумана и таинственности. Есть немного более точное определение – «внетрассовое катание», но и оно ни о чем конкретном не говорит. А если принять во внимание, что уже давно существуют такие разновидности как урбан-фрирайд или парк-фрирайд, то непосвященному вообще невозможно будет разобраться где мухи, а где котлеты.



Итак, начнем с классического фрирайда (как ни парадоксально это звучит). Так вот, для большинства экстремальных велосипедистов (по-американски – райдеров, что в буквальном переводе прикольно звучит наездник или всадник) фрирайд — это катание с гор по неподготовленным склонам с прыжками, камнями, грязью и прочими прелестями, добавляющими в нашу довольно скучную жизнь немного адреналина. Основное достоинство такого первородного фрирайда – это возможность побыть как-бы наедине с природой. Дело в том, что интересные фрирайдные темы (ну, в смысле – местa катания) находятся обычно вдалеке от наших вонючих мегаполисов и в данном случае трудно сказать от чего именно получаешь больше удовольствия – от, собственно, катания или от лицезрения природных красот.


Как облегченные версии того же фрирайда можно рассматривать такие стили как трейл, лайт-фрирайд, эндуро – те стили катания, в которых используются уже какие-то тропинки, горные дорожки, заброшенные тракты и т.д. Это самый доступный вид фрирайда, не предъявляющий к райдерам особых требований по наличию опыта и квалификации. Наверное поэтому он и стал наиболее массовым.


Видео: Дмитриев Константин

Можно вскользь упомянуть и ранее отмеченный урбан-фрирайд. Принцип здесь тот же, только вместо природного ландшафта используется городской. И, нужно сказать, что городские препятствия подчас бывают более труднопреодолимы, чем естественные, да и падать на асфальт как-то менее комфортно, чем на землю.
А вот здесь будет нелишним напомнить, что экстремальный горный велосипед изначально подразумевает достаточно большое количество падений и повышенный риск получения травм. Поэтому защита лишней, конечно же, не будет.



Кстати о падениях и травмах. Именно риск упасть и получить травму заставляет наш организм вырабатывать адреналин, а, как следствие, и большие порции эндорфинов. Балансирование на грани своих возможностей доставляет огромное удовольствие. Конечно следует учитывать тот факт, что возможности у всех различны. Кто-то «выпадает в осадок» после скатывания с горки по тропинке под углом градусов в пять, а для кого-то дроп с пролетом в десяток метров не бог весть какое событие.



Но мы немного отвлеклись. Возвращаясь к теме фрирайда, можно сказать, что он, как хороший фильм, который по прошествии времени хочется иногда посмотреть снова. Многие райдеры, начинавшие когда-то именно с фрирайда, вновь и вновь возврашаются к нему, когда появляется возможность. И причиной тому – дух свободы, заложенный в самом названии FREERIDE.

ДАУНХИЛЛ



После знакомства со «святая святых» — фрирайдом перейдём к менее благозвучным для русскоязычного человека названиям. Итак – даунхилл. Сейчас сложно сказать кто первым решил съехать с горы на время. Но в наши дни даунхилл (по-нашему – скоростной спуск) приобрёл поистине огромную популярность во всём мире. На пекинской олимпиаде 2008г. его хотели даже включить в число олимпийских видов спорта. Но, как всегда, «вовремя одумались». Хотя, и в этом есть своя логика. Ведь этапы кубка мира гонок формулы 1 тоже не входят в олимпийскую программу…



Даунхилл, в отличие от фрирайда, подразумевает элемент соревнования. От того, с кем нужно «потягаться» — с соперниками или с самим собой, суть не меняется. Главное скорость и время. Естественно, кто быстрее, тот и побеждает.
Кроме того, райдер в даунхилле «ограничен» рамками трассы. На самом деле ограничения весьма условны. Нельзя покидать пределов трассы. В остальном (выбор траектории движения, техника прохождения препятствий) – полная свобода!


Видео: Лементуев Дмитрий

Здесь уместно будет отметить устройство самих трасс. Если на заре появления даунхилла трассы представляли собой слегка доработанные участки естественного горного и лесного ландшафта, то в наши дни это серьезные инженерные сооружения с множеством искусственных препятствий, требующих от райдера недюжинных физических данных, отличной координации и, конечно же, опыта, потому что, в отличие от фрирайда, все эти препятствия нужно не просто смочь проехать, а проехать быстро. Отсюда получаем небходимость гораздо более высокой квалификации райдера. Регулярные тренировки – залог успеха.



Нельзя не упомянуть и техническую сторону, то есть – сами велосипеды (правильнее говорить – байки). Современный даунхилльный байк представляет собой аппарат, сопоставимый по сложности с неплохим мотоциклом, а лучшие образцы далеко превосходят по своим параметрам мото- и автотехнику. Байк (обязательно двухподвес с ходом примерно 200/200мм) должен быть максимально легким и, в то же время, очень прочным. Геометрические параметры этих гоночных болидов (да, да, именно так…) оттачивались годами и к настоящему моменту у всех брэндов они достаточно близки. Наверное, не имеет смысла здесь описывать углы наклона труб рамы, высоту стэндовера, базу и прочее. Однако, то, что байк для даунхилла это настоящее чудо инженерной мысли, не вызывает никаких сомнений.
Когда речь идет о каком-либо виде спорта, необходимо иметь хотя бы приблизительное представление о правилах. Заезды в классическом даунхилле – одиночные. Райдер на дистанции борется с препятствиями на трассе и с самим собой. Правда, бывают и более «продвинутые» дисциплины (дуал-слалом, 4-икс, мегалавина), где присутствует и элемент контактной борьбы райдеров между собой.



Есть также и совсем экзотический, на первый взгдяд, вид – урбан-даунхилл. На самом деле это все тот же «старый добрый» скоростной спуск. Только для трассы выбирается участок города где-нибудь в гористой местности и препятствиями служат архитектурные элементы, автомобили (конечно не все подряд, а специальные) и прочие «прелести» городского ландшафта.
Ну вот пожалуй и все, что я хотел сказать о даунхилле и фрирайде.
Если Вы после просмотра фотографий все же решили попробовать — удачи!
Только не забывайте о защите.

Андрей Девяшин

1 комментарий

avatar
  • admin
Хорошо написано
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.