Интервью с Антонио

Предлагаем вашему вниманию интервью с известным гидом, лыжным инструктором, организатором фрирайд школ и хели-ски в Сибири, Антоном «Антонио» Лементуевым из Новокузнецка.

Антонио, как поживаешь, друг мой? Что летом делают свободные зимние люди?
Поживаю я хорошо, все больше нравится. Летом совсем уж просветленные и свободные зимние люди жгут на серфе где-нибудь на австралийских рифах. Ну а я делаю то, что мне нравится: работаю, путешествую. Люблю заехать на машине куда-то далеко, посмотреть на красивые виды, забраться куда-нибудь пешком, посмотреть и оттуда. Может быть, даже скатиться на лыжах с какой-нибудь высоты.



Считается что Антонио = Казыр, поэтому пару слов для непосвященным в широко известное в укзких кругах места для настоящего фрирайда, расскажи про Казыр! Что за место такое? Горы, высоты, снега, нюансы, м?
Про него рассказывать могу бесконечно! Если коротко, то Казыр – это место сказочное. Это сказка про снег. Это фрирайдовый район, названный в честь речки Казыр, которая причастна к его существованию. Тут важно не путать его с другим Казыром, текущим в Хакасии, несмотря на то, что наш Казыр тоже течет в Хакасии. Район расположен на самой границе юга Кемеровской области и Хакасии. По сути, это крутой берег реки с максимальным перепадом высот в четыреста метров. Когда-то здесь проложили технологическую дорогу на самый верх горы, с которой скатываешься прямо на лед р. Казыр. Река подмывает гору и делает ее склоны очень и очень интересными для катания. Добавим сюда отсутствие ветров и то, что все склоны расположены в зоне леса, да еще и самое большое количество свежего лесного снега, которое можно найти в доступном для катания месте и получим что-то очень и очень интересное J Это настоящий полигон для фрирайдера: тут есть обрывы от самых маленьких до гигантских, склоны от средних до весьма крутых, здесь есть работающие в зимнее время приюты. Однако именно большое количество снега делает часто трудным подъем наверх. И не важно, что при этом использовать, снегоходы или снегоступы. Здесь важно помнить о лавинах, они есть. Есть спуски довольно опасные технически. Добраться до Казыра можно лишь на электричке, которая ходит раз в день туда и обратно. Во многом благодаря отсутствию автодороги, этот район остается малопосещаемым. Кататься на Казыре интересно, но обязательно это делать в команде с максимальным техническим оснащением. Рации, бипперы, лопаты – все это необходимо. Еще здесь бывают сильные морозы, и минус тридцать – не предел.



Немногие знают, но ты тот редкий человек кто выжил в лавине… Понимаю, что не самая приятная часть жизни, но хочется учиться и на чужих ошибках. Склон был знакомый, и снег, и погоды… в чем была ошибка? Безопастности много не бывает? Есть некие неукоснительные требования для райдера вне трасс? Что не делать? Что поможет?
Отношусь к этому очень спокойно, у меня совершенно нет желания ни утаивать и забывать, ни трубить на каждом углу. Адекватно проанализировав любое подобное ЧП можно сделать выводы на будущее для себя и для других райдеров, потом внести поправки в собственные правила поведения, которые вырабатывает каждый фриарйдер. К сожалению, такое делается нечасто. Да, и склон и снег были знакомы. Я не так часто встречаюсь с лавинами, как, например, многим известный Игорь Комаров из Приэльбрусья, так как их в нашем регионе меньше на порядок, однако сделал вывод и в нашей школе фрирайда всегда говорю: для нас, райдеров, вероятность схода лавины 50 на 50. Это правило, так как всегда есть место неучтенным факторам и недостатку знаний. Нельзя просто взять и выкинуть из головы эту реальность.Ошибка моя была в выборе склона и экспозиции из-за недостатка знания конкретного состояния снега на определенной участке в конкретное время года. И именно правильная организация всего процесса и подготовка к нему позволили свести к минимуму последствия ее. Опасности и собственные ошибки неизбежны в сноурайдинге, важно быть к ним готовым и минимизировать риски. Ну, или не кататься совсем! «Главное, чтобы выбор был осознанным» © Пожелание всем фрирайдерам – учитесь, готовьтесь и катайтесь в команде! Приобретите бипперы, лопаты, обучайтесь на курсах, тренируйтесь с бипперами, читайте современные книги и статьи, слушайте бывалых. Только так мы получим возможность кататься долго и счастливо. Уже существует доступная и, самое главное, простая методика снижения риска спуска лавины при катании путем выбора оптимальной траектории. Средневековье в этом деле уже закончилось!



Этот, уже прошедший сезон! Где был, с кем, что делали, насколько успешно?
Большую часть времени провел в Шерегеше, совершенствуя технику катания. И свою и своих учеников) Провели интересную разведку с элементами снегоходного трофи новых склонов в Прителецкой тайге (район Телецкого озера, гора Арча) с моим другом и компаньоном Александром Ходневым. Было интересно )

Ты завзятый лыжник, что в каморке с оборудованием? Какие требования к оборудованию предъявляешь? Какие лыжи бы хотелось в коллекцию?
Каморку распродал не так давно. ;) Уверен что у настоящего фрирайдера должно быть несколько снарядов – широкое для паудера и узкое для высокогорья. Сейчас подбираю себе вариант широких лыж. Широких – это тех, у которых талия не менее 115 мм. Но пока что у нас в стране снега для них не так много, а в Шерегеше есть прокат, в котором можно найти все самое нужное ;)

Спонсорство во фрирайде и российских условиях — есть опыт? В чем проблемы? Я вот с большим трудом припоминаю единичные случаи… А в Сибири практика есть?
Скорее нет, чем да. Страна у нас своеобразная и наше спонсорство ничего не имеет общего со спонсорством заграничным. Это единичные подгоны без стратегии и обязательств и просто финансовое покровительство. В этом есть свой плюс и минус. Думаю, нужно вообще отказаться идеи прорайдерства, просто признать наличие ее отсутствия, ведь конечная цель заядлого фрирайдера – просто кататься на том, что нравится и там, где хочется. И не важно, в каком это виде и каким способом реализовано.



Что с хели-ски в Сибири? Спрашиваю как у крайнего кто смог организовать оное… Будет хели? Отчего не было крайние пару сезонов? Кворум? Места? Вертушки?
Трудно. Я отказался от этого в 2008 году. Серия аварий и ужесточение правил полетов для ГА, политика государства в отношении всего этого делает организацию новых проектов затруднительным на столько, что просто нет желания за это браться. Да ты и сам, я уверен, знаешь. Хели будет, если в этом направлении работать, и я держу «руку на пульсе».


Соревнования! Как относишься к спортивной составляющей во фрирайде? Ты с кем, за что? Оставим фрирайд себе, как духовное убежище, свободу, религию или пусть раздербанят на медали, места, зачеты? Что слышно с лигой фрирайда, с федерацией? Чемпионаты по разным версиям, контесты — к чему, зачем, кому?
Соревнования это очень хорошо, это повод познакомиться и пообщаться с людьми, объединенными одной страстью, это возможность посмотреть на других и окунуться в дух этой интересной игры, это интересно. Для кого-то это способ заявить о себе. Фрирайд и соревнования по фрирайду – это разные категории, как фрирайд и бэккантри. Я за. Про лигу ничего не слышу.

Вечный трабл — отстегнувшаяся и нырнувшая лыжа! Что делать? Второй вечный трабл — ски-стопы шире 100 мм, отсутствуют в магазинах как класс! Сам где брал?
В магазине! Такие скистопы нужно заказывать, но они есть. Некоторые изготавливают сами с помощью сварки и стальных прутов.



Школа фрирайда! Уже несколько лет ты проводишь школу фрирайда в Шерегеше. Кто клиентура, зачем им сразу фрирайд, куда исчезают ученики? Есть даже сайт у школы, м? Сколько нужно времени, сил и средств чтобы научиться катать фрирайд? Методики обучения прямо есть?!
Хороший вопрос. Кататься вне трасс многим людям интересно, но это, известно, сложнее, чем обычное любительское катание по трассе. Обычно же кому-то просто не с кем, у других нет возможности много раз выезжать в горы, у третьих есть желание но пугает неизвестность района для фрирайда и арсенал навыков, а нанимать гида для одного себя для большинства людей накладно, у кого-то нет нужного снаряжения и он не знает как подобрать. А кто-то просто понял, что, чтобы кататься именно там, где хочется, и так, как хочется, нужно что-то сделать еще, кроме того, что просто кататься там, где получается. Людей объединяет их тяга к познанию нового, их увлекает процесс катания в группе, то как меняется собственный уровень катания и уровень их одногруппников. Это очень творческий и увлекательный процесс! Сайт у школы есть, snow-riders.ru, но мы сейчас делаем новый, красивый. Научиться катать фрирайд в том смысле, чтобы можно было сказать себе «О! Я умею! Все!», не думаю что реально. Это длинный путь, и нет ему конца. И весь смысл именно в этом пути, в совершенствовании на нем. И не важно, оттачиваешь ли ты прыжки с обрыва, или спокойно плывешь меж елок, или скатываешься по ледяному кулуару с кислородной маской и ледорубом – все это фрирайд и разные его грани и проявления. Можно лишь обозначить минимум навыков, с которыми стоит начинать кататься вне трассы – это уверенное владение снарядом, поворот на параллельных лыжах и связанный поворот для сноубордистов. Без этого все может превратиться в муку для всех участников спуска. Известно, что любой фрирайд начинается на трассе. Без базовых навыков езды по ней, по лесу или между скал в кулуаре, райдеру будет печально. Конечно, спустя много лет он научится кататься там, где раньше не мог представить. Школа же позволяет этот процесс скорректировать, форсировать и задать направление для дальнейшего самосовершенствования. А так же поможет избежать тех ошибок, которые совершали мы и наши коллеги, многие из которых могли закончиться грустно. Плюс получить некий минимальный и достаточный багаж знаний, необходимый для выживания в горах. По-моему, это здорово, что есть такая возможность! Замечу, что школу организую и провожу не один я. Начинали одним составом, теперь он другой. Сейчас организаторы я и Алиса Никулина. Сам же процесс проведения школы – это командная работа организаторов и инструкторов, и все участники в нем крайне важны. Я одновременно и организатор, и лектор, и инструктор, поэтому я вижу, как все проходит изнутри. Методика нами постоянно совершенствуется и изменяется, каждая проведенная школа и каждый человек, с которым мы вместе ее проводили, вносит что-то новое. Каждый раз мы придумываем новые приемы обучения и упражнения и изменяем старые, направленные на совершенствование фрирайдера и райдера. В нашей стране обучение фрирайду проходит стадию формирования. Это вопрос времени и наших усилий. Фрирайд это здорово, им интересно заниматься и ему можно научить!

Вот мы и подошли к местам боевой славы! Места катания! Понятное дело, что Шерегеш переживает строительно-эксплуатационный бум и фрирайда осталось на пару скаток с утра. А где кататься, брат? Где ты катаешься для себя? Где еще есть свежий снег?
Шерегеш, Казыр, Приисковый. В Шерегеше, точнее на Мустаге, еще полно мест. В мае очень хорошо на Эльбрусе.


Фрирайд это не только целина и паудер, а любое состояние склона и надо его тоже уметь и любить, все так? Мы не кривим душой? Ну кто едет за разбитым склоном, купив лыжи 120мм в талии? Что делать-то?
Все так. Любой склон нужно уметь готовить, так как на одном спуске может встретиться разное состояние снега и разные условия. Например, выше зоны леса будет жесткий снег с застругами и его нужно проехать для того, чтобы в середине оказаться в мягком нетронутом паудере, а завершить спуск через густые заросли и сырой снег с коркой. В каждом снеге есть свои приемы и свои правила. И да, если его любить то он отвечает взаимностью. А еще бывает, приедешь в горы, а там снег не выпадал уже месяц. И что делать? С горя пить? ;) Нет, искать снег. А чтобы его найти нужно ну как минимум ездить то тому что есть. Да, и брать с собой или две пары или не брать вовсе 120 мм в высокие горы или в горы где давно не было снега.

А твой «самый снег» он какой? Глубина, качество, чем будешь его раскатывать? «Кулер»?
Их два. Один – совершенно бездонный паудер среди заснеженных елок. Второй – это высокогорный снег после метели или снегопада, когда снизу есть жесткая подложка а сверху 5 или 10 см свежего немного плотного снега. Кулер (название одного из легендарных казырских кулуаров — прим.) раскатывать надо однозначно на чем-то широком и длинном, чтобы не утонуть и быстро лететь вниз… ;)

Алкоголь на склоне! Единицы не употребляют катаясь. Ты? Твое отношение, опыт и рекомендации по этому вопросу? Фляжку возишь? С чем?
Главное в меру. Чтобы не терять контроль над всем, не терять чувствительность и реакцию. Ну, например, стакан глинтвейна может даже оказаться перебором. Ну и печально видеть то, как люди напиваются до чертиков на горе и потом делают попытки съехать вниз. Фляжку не вожу никогда. Но и почти никогда не отказываюсь от предложенного, если только это не слишком часто. Последнее, от чего не отказался – самогонка из мятой пластиковой бутылки, которую возит Терехов где-то под полой. Встретишь его на склоне – обязательно угостись. Это хорошая примета и приносит удачу.

Что пристрастия? Музыка, кинематограф, театр может быть? На балет ходил? Самое нелепое твое посещения мероприятия — это куда, когда, зачем?
Люблю кино. Хорошее. Книжки. В театре был последний раз в прошлом веке, а на балете, видимо, еще раньше. Самое нелепое… спектакль «Бешеные деньги», который смотрел с потолка театра в Новокузнецке.

Беккантри, подъемник, сноукэтскиинг, хели-ски — что бы ты вычеркнул не моргнув?
Ничего! Все по своему интересно! Особо бы отметил Хели-ски. Это нечто необычайное, это лучшее, что может быть в жизни фрирайдера!

Какие планы на следующий сезон?
Интересные! Смогу через месяц, пожалуй, и рассказать…



Лавинка! Что за набор у Антонио? Бипер, щуп, лопата, аптечка, прочее? Почему именно это?
Биппер аналогово-цифровой (обязательно), щуп с металлическим тросиком внутри, аптечка минимальная, лопатка двухколенка металлическая. Расскажу подробнее:
1) Биппер. Про них уйма информации в Интернете, но я выбрал аналогово-цифровой фирмы Mammut, так как он весьма чувствителен, что не раз проверено на тренировках по поиску. Мой совет – покупать именно аналогово-цифровой, так как он засекает сигнал с большего расстояния, чем цифровой, и более точен и функционален, чем аналоговый. Чувствительность и функциональность датчика вместе с тренировкой позволяют сократить время поиска человека, попавшего в лавину, и это время может стать критическим.
2) Щуп со стальным тросом более прочный, однако более тяжелый. Но я за прочность!
3) Лопата обязательно металлическая, так как пластик ломается, если снег плотный. А после схода лавины велика вероятность, что он будет именно таким. И сломать лопатку в такой ситуации недопустимо.
4) Аптечка простейшая – бинт, вата, зеленка или замена ей, эластичный бинт, жгут. Нелишне возить небольшую бутылку с водой или термос с чаем. Никаких обезболивающих не вожу. Колоть все равно нельзя. Пусть это делают врачи.

Модные лавинные разработки типа авалунг, рюкзаки с АВS работают, отрабатывают?
Я думаю что да. Есть какие-то сомнения насчет эффективности авалунга, но вот АБС считаю отличным решением, которое работает эффективно. Уверен, что обе эти системы нужно применять одновременно, так как каждая из них несколько повышает и суммирует шансы на выживание.



«Слезу Казыра» будешь патентовать? Лицензию выдашь? Когда уже разопьем бутылочку-другую?
«Слеза» настоящая бывает только в пластиковых канистрах. На самом деле я очень редко что-то пью такое крепкое, но по случаю наличия вокруг меня Приискового буду рад распечатать одну такую.

Кого из сибяряков бы отметил во фрирайде? Кого следующего интервьюируем?
О, их много! Это и Димсаныч, и Лева Логинов, и Леха Куканов, и Юра Шишкин, и Дима Щитов, и Андрей Шкарпет, Андрюха Маков… их так много и все такие хорошие, что наверно посоветую начать с Шишкина… ;)

Про рокеры! Как тебе все эти изыскания — рокеры, плавающая талия из трех-четырех показателей, узкие хвосты и прочие игры с геометрией, жесткостью, и материалами доведут до добра? Может станем учиться кататься, а не пенять на лыжи?"
Отличное изобретение, для своих целей и своего снега. Нет ничего приятнее, чем широкая лыжа с обратной геометрией в свежем полуметровом паудере! А, ну наверно двухметровая доска с хвостом! Помнится, много лет назад мы за кружкой чая думали, куда все это придет в итоге. И мелькнула безумная мысль, что вот, наверно, сделают талию шире и еще выгнут в другую сторону. Посмеялись над полнейшей нелепостью и нереальностью этого. А кто-то думал иначе! И оказался прав. Кататься можно на всем, просто к каждому состоянию снега лучше подобрать подходящий снаряд, как к зиме – зимние колеса, ко льду – шипы, а автобану – слики. Но можно этого не делать и ездить на взрывающейся омскшине, «Если вас не интересует результат» ©. Выбор за нами!

Спрашивал Валечка
05 июля 2010 года
Красноярск-Новокузнецк


© ПРИИСКОВЫЙ.РУ

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.