3 Summits: Интервью перед Непалом

25 августа 2011 года наступил заключительный этап Проекта «3 Вершины». Наш журнал не мог не заметить это событие и собрал в клубе «Владигор» участников Проекта: Алексея Ковалева, Валентину Ватрушкину, Александра Аникина и Елену Ковалеву для небольшого интервью.


— 25 августа стартует заключительный и самый интересный этап проекта «3 вершины» — экспедиция в Непал. Скажите, кто придумал идею проекта и в чем она состоит?

А.К. : Идея проекта возникла практически одновременно у нескольких людей: у меня и у Вали. Но в тот момент мы еще раздельно были друг от друга. У нас обоих появилось огромное желание съездить в Непал сразу после предыдущего Проекта «Кузбасс-Эльбрус 2010», посвященный году учителя в России. После возвращения спонсорами было предложено организовать поездку в Непал. Но к сожалению, они не полностью оправдали наши ожидания в финансовом плане. Затем мы с Валей нашли друг друга и начали поиск участников, партнеров и спонсоров на воплощение нашего Проекта в жизнь. Суть Проекта заключается в следующем: привлечь внимание общественности к проблеме молодежи, которая хочет заниматься альпинизмом, спелеологией и прочим, но у них это не получается ввиду некоторых причин, таких как, например, нет места, где можно заниматься, просят большие деньги за занятия, не знают, что в городе есть клубы, в которых можно заниматься именно молодежи, которой исполнилось больше 18 лет. Основная цель: привлечение внимания.

В.В. : Сделаю немножко лирическое отступление. Начнем с того, что Проект ради Проекта. То есть, что такое проект? Это определенное действие, которое предполагает начало, то есть идею, сроки, в которые эта идея должна воплотиться, и результат. К чему я это?! к тому, что привлечь внимание общественности… Да по сути, все, что мы выбрали в Проекте — Кузнецкий Алатау, Белуха, Вершина в Непале — это все достаточно доступные места, которые как раз-то и ориентированы на средний уровень туристов и альпинистов. Никаких звезд с неба, да!? Но, что такое проект? это когда ты можешь через средства массовой информации, через объем полученных фото и видео материала, увидеть, что люди делают (тоже самое, что и другие), и можно продвинуть проект, который должен иметь какую-то идею или структуру. Наша структура состоит из трех вершин, а идея в том, чтобы показать на примере пяти, в принципе, обычных людей из разных областей деятельности, что они могут нести различную оргнагрузку в Проекте, и что в этом нет ничего сложного и давайте все заниматься альпинизмом!

— А почему выбор пал именно на этих пятерых?

В.В. : У нас на столе лежит такая книга. Называется «Проект 3 вершины». В ней прописаны роли. И так как мы хотели во многих сферах пропагандировать туризм, альпинизм, то мы соответственно пытались изначально найти людей из нашего города из разных сфер деятельности, то есть чтобы не все были из «Плутона», «Владигора», «Ориона». Я, например, тренер-педагог по туризму в доме-интернате. Что я могу сделать? Я могу взять несколько своих воспитанников в поход на Поднебесные Зубья и показать этим походом, что можно с этими детьми, и тем более с особыми детьми, заниматься туризмом. Алексей, уже в свой клуб «Плутон» сможет привнести какие-то свои, вынесенные из этого проекта, опыт и так далее. Саша — как представитель единственного в городе альпинистского молодежного клуба «Владигор». Владимир — как промышленный альпинист, самый зрелый и самый опытный из нас всех, он может думать совсем не так как остальные, потому что мы все примерно одного возраста, а Вова старше нас всех. Елена — это фотограф, дизайнер, который в Проекте выполняет основную функцию — несет его в массы: делает все это красиво, радужно и легко… Но вот почему допустим мы не провели кастинг и не выбрали лучших? В очень короткое время необходимо было потенциальным спонсорам подготовить Проект, в котором были бы указаны имена и фамилии, маршруты, необходимое снаряжение и прочее. А как сделать это быстро? Только найти из своего окружения. А вот лучших и более опытных мы не стали искать, тогда им надо было бы идти на Эверест. Мы выбирали из обычных простых людей.

— Расскажите вкратце о прошедших двух этапах вашего Проекта: о Алатау, и о Белухе.

В.В. : Зубья мы сразу планировали как поход с моими воспитанниками из дома-интерната. Из них были ребята с ограниченными возможностями, достаточно серьезная группа инвалидности. Кроме того, был выигран огромный проект на полмиллиона рублей у Амана Тулеева в поддержку как раз туризма и таких детей. Наши дети участвуют в городских соревнованиях по спортивному туризму и даже бывает занимают места… В нашем городе есть политика такая странная, на мой взгляд, что есть кузнецкий Алатау, и туда надо всем ходить. И в горах Алатау делать первую категорию, вторую, и даже третью… Это замечательно! Но в моем понимании — Кузнецкий Алатау должен являться полигоном для подготовки для последующих серьезных походов в такие районы как Саяны, Алтай и другие… В своем походе на Зубья для своих детей на простейшем перевале НГПИ натягивали веревки, чтобы они смогли донести все это снаряжение до места и смогли попробовать им воспользоваться. То есть мы искали какие-то новые возможности Кузнецкого Алатау и после окончания Проекта напишем методичку, конкретно ориентированную на детей.

А.К. : Белуха — это вторая часть нашего проекта. Готовились к ней очень серьезно, потому что высотного опыта и знаний данного района практически ни у кого не было, кроме как у Вали. Сказать за себя и Елену, потому что мы спелеологи, могу то, что нам это чуждо. Хотя это завораживает. Горы — это круто! Мы немного побаивались за свое здоровье, как это все пройдет, и ожидания были не напрасны: нужна более специфичная и регулярная тренировка и подготовка к горным походам, и еще хорошая акклиматизация… В принципе, все прошло в штатном режиме: как планировали так и получилось. Но, в самый последний момент решили внести кое-какие коррективы: заброску себя до озера Аккем мы осуществляли на лошадях. Это надо сказать впечатляет! Опыта ни у кого, кроме Вали не было. Одно дело кататься на лошади по Водной 1 час, другое — идти на лошадях по горной тропе практически 2 дня… На Белуху мы поднялись все, по маршруту 3А категории трудности. Конечно, как нам показалось тогда, было не так все хорошо в тактическом плане, который нам разработали наши технические инструктора: например, постоянный недосып. Погода стояла отличная, и днем снег сильно таял, идти и месить эту раскисшую от солнца кучу снега не очень хотелось. Поэтому выбрали тактику движения по ночам. Ложились например в 6 вечера, когда еще светло, просыпались в 12, а выход на вершину был назначен на час ночи. В это время снег еще твердый, снег нас держит, не жарко, мосты на леднике Менсу проходились достаточно спокойно. Например, когда спускались с вершины, мы встретили большие паровозы людей, которые барахтались в этом раскисшем снегу. Поэтому тактика движения ночью себя оправдала полностью. Респект вам, ребят!



— Вы сказали, что не у всех было хорошо с акклиматизацией. Как вы думаете., как будете проходить акклиматизацию в Непале?

А.К. : Да, акклиматизация у нас прошла не так хорошо, как хотелось бы. Но я думаю, что высота в 4500 не такая, чтобы смотреть, что будет выше… Хотя на все уговоры больного меня, что может я пойду вниз, я говорил: «Нет! Только вверх!» Хотя слабые проявления горной болезни были: тошнота, рвота, головокружение… А насчет Непала, я думаю что команда подготовилась, единственное, что нам очень жаль, что с нами не будет одного из технических инструкторов — Владимира. Он, к сожалению не может из-за некоторых внезапно возникших проблем. Но я думаю, что у нас будет время, чтобы акклиматизироваться на подходе до маршрута.

— Как вы уживаетесь все вместе, ведь вы все такие разные?

Е.К. : Сложный вопрос! По-разному уживаемся. В некоторых вопросах, конечно, приходиться идти на компромиссы, иногда бывают и конфликты. Но это все сглаживается, ведь мы же взрослые люди, пытаемся договорится и это неплохо получается: сначала была гора Верхний Зуб, затем Белуха… Вообще в Проекте, как уже говорилось, у нас у каждого своя функция и все технические вопросы решают Саша или Вова.

А.К. : Елена правильно сказала, что все вопросы решали люди, в соответствии с возложенными на них функциями. Например, на Белухе, инструктора говорили ложимся в 6 вечера, а встаем в 12, мы, конечно, немного поворчав, погундев, что спать всего 6 часов, мы, кончено слушали и исполняли. И эта тактика была правильной. Горы не прощают ошибок!

— Кто вам помогает в планировании вашей экспедиции, например, кто-то советует, что сделать и как?

В.В. : Конечно есть люди, которым мы благодарны за помощь и поддержку. Мои самые близкие друзья, которые помогали в организации непальской части Проекта (все-таки это главный этап да и другая страна) — это наши водники: Захаров, Стратейчук, у которых есть свои налаженные связи в Непале. То, что касается именно восхождений, то всем этим занимались техинструктора. Что касается, кузнецкого Алатау, то там ни с кем не советовались, район достаточно известный. Единственно разобраться с перевалом Тронова (2А — прим.автора), нам помог Игорь Гуляев. На Белухе я уже была, у меня есть кое-какой опыт в организации стоянок, переходов, а инструктора уже выясняли именно за техническую часть маршрута у своих друзей-знакомых.

А.А. : Я находил информацию на разных сайтах в Интернете, переработал очень много информации. И уже потом, консультировался с теми, кто был на Белухе. Например, в 2010 году клуб «Владигор» проводил мероприятие, посвященное 65-летию Победы в Великой Отечественной Войне, в котором было и восхождение на Белуху с занесением символики мероприятия на вершину. Порядка 25 человек поднялось в тот раз, и спросить что-то меня интересующееся было достаточно просто: у ребят еще остались впечатления от той поездки. Помогали и инструктора: Николай Тимофеев, Олег Курганов и другие.



— Вот мы и подошли к вопросу про Непал. Рассказывайте.

А.К. : Непал — это мечта любого альпиниста, туриста, спелеолога, водника, да и вообще любого другого и даже не спортсмена. Это Мекка туризма. Благодаря тому, что мы очень хотели туда попасть, зародился наш Проект «3 вершины». Это уже потом присоединились к проекту Белуха, Верхний Зуб…

В.В. : Мы же не просто так назвались «3 вершины»? Во-первых, все три вершины на 2 тысячи выше предыдущей. Наверное, никто не обратил на это внимание. Во-вторых, наверное, не очень было бы логичным да и убийственным для нас, если бы сразу на Эверест полезли!? Но вместе с этим, первую вершину (Верхний Зуб) мы ориентировали на детский туризм. Вторую вершину (Белуха) больше на молодежь. А третью (АйлендПик) — уже на туристов более взрослых, хотя где та грань, которая обуславливала бы переход от молодежи к взрослым?! Плюс еще к этому, поездка в Непал — это большая организация, ответственность, высший класс, большая организация по срокам, да и по высотным отметкам довольно напряженная… Срок проведения мероприятия с 25 августа по 1 октября.

— Работаете ли вы со спонсорами?
А.К. : Ситуация довольно непростая. Когда мы только начали прорабатывать Проект у нас был один серьезный спонсор. Но после того, как мы запустили машину, и ее остановить было невозможно, спонсор отказался нам помогать. Но благодаря тому, что у нас теперь нет этого одного, у нас появились многие другие: партнеры и спонсоры. Но они больше помогают не в финансовом плане, а именно в материальном, что тоже надо сказать неплохо: медицинское обеспечение, продукты… Но хотелось, конечно же, и новое снаряжение, ботинки… Но не до лучшего, благодарны этому! Помощь в виде флага, атрибутики, и пр. нам помогли юридическое агентство «Стабильность».

— Что нужно от вашего Проекта городу, области?

А.К. : А вы обычный чиновник?! (ссмеется)
В.В. : Здесь можно на две группы разделить: мы будем изучать, чтобы издать некое методическое пособие по организации таких мероприятий. А второе, подъем флага Кемеровской области. Чем мы еще можем помочь Кузбассу?! И третье, самое замечательное. Есть в Новокузнецке магазин «Контур». Перед Белухой мы созванивались с ними, и они обещали собрать наборы канцелярских принадлежностей, и эти товары мы хотим раздать детям где-нибудь в отдаленной и высокогорной зоне Непала. А, что ?! Дети и в Непале — дети!

— Осуществляете ли вы физическую и техническую подготовку перед выездом в Непал?

А.А. : Да, конечно. У нас было несколько выездов в разные районы: на Кузедеевский лед, где тренировались и кто-то учился лазать по настоящему льду; в мае была пещера Королева в Хакасии, где мы учились альпинизму при темном времени суток, и еще у нас, конечно же, была и физическая подготовка — тренировались в бассейне, бегали на стадионе, на лыжах…

А.К.: Но там была индивидуальная программа, мы живем в разных районах города и работаем по-разному. Но все равно недостаточно, слабые стороны видны. И я этого не стесняюсь, наверняка и другие участники тоже не стесняются! (смеется) Наверняка, на следующем Проекте мы пересмотрим свое отношение к тренировкам. Но вот, на данный момент уже поздно.

— Какой маршрут подъема на Айленд Пик вы выбрали и возможна ли замена горы?

В.В.: Скажу немного про горы в Непале. У каждой из них есть своя квалификация по сложности и значимости, кроме смотровых: A — Самая сложная, B — средняя, C — низкая. На каждую вершину покупается пермит, и ни на какую другую восхождение просто не возможно. За этим очень строго следят. И сходить любую гору которую мы выбрали — не получится. Но если все же случится непредвиденная ситуация, мы будем стараться хотя бы обзорно посмотреть этот район Непала, чтобы выпустить наше пособие для начинающих ходить в горы… а что это я за технического инструктора говорю?!..

А.А.: На пик поднимаемся по классическому маршруту. Восходители оценивают как 2А по альпинисткой классификации. Самое опасное — высота 6200 м, из-за этого сложность. Начало маршрута — по скалам, по осыпям, идет тропа. Уже выше появляется ледовый рельеф, там придется попотеть: навешивать перила, работать с веревкой, снаряжением. На вершину планируем восходить все, но конечно же, после оценки состояния здоровья. Если будут серьезные проблемы, то уже на месте будем решать кто идет, а кто не идет, не исключен даже вариант, что никто не пойдет. Ввиду того, что у нас неожиданно выбыл один участник, то все технические вопросы придется решать мне. Вообще у нас в Проекте расписаны такие ситуации, и все возможно, но будем решать на месте и только там… О плохом не хочется. Скоро отъезд…



Вчера ребята уехали на поезде до Алматы, так получается дешевле. Небо немного хмурится. Но на глазах видны счастливые моменты отъезда: подготовка, сборы, проводы родственников и друзей. У каждого рюкзак не более 20 кг (в самолетах при перегрузе требуют дополнительную оплату). Но каждый его понесет по-своему. А обратно, полные радости, настроения, эмоций поклажи не опустеют, а перейдут в новый Проект. Удачи на маршруте!

Константин Дмитриев,
Юлия Гуляева.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.