Древними дорогами Азии (интервью)



Средняя Азия – родина древних цивилизаций. Здесь процветали такие великие государства как Бактрия и Хорезм, Согдиана и Парфия. Здесь же проходил и Великий Шёлковый -путь из Китая в Среднюю Азию. Многие завоеватели (Александр Великий, Чингисхан, Тамерлан) прошли огнём и мечём через эти земли, сметая всё на своём пути. В странах Средней Азии жили и творили такие гении, учёные, просветители, поэты как Омар Хаям, Авиценна, Улугбек, Алишер Навои.   
Тысячи лет назад здесь были воздвигнуты грандиозные города с красивыми мечетями, минаретами и медресе. Многие памятники сейчас обратились в руины, но до сих пор можно любоваться сохранившимися до наших дней шедеврами. Средневековые памятники Самарканда, Бухары, Хивы, Шахризабса, Мерва, Пенджикента известны всему миру.
Уникальная природа Средней Азии, несравненная по своей красоте, горы Памира, Тянь-Шаня, исторические памят-ники, традиционное гостеприимство и радушие местного населения – все это делает Среднюю Азию одним из мировых центров туризма.
28 марта из г. Новокузнецка стартовала экспедиция клуба «Тентура» «Древними дорогами Азии» в составе 3-х человек. Маршрут пройдет через самые интересные горные пути, соединяющие Новокузнецк и далекий Иран. Дороги Памира станут серьезным испытанием. Самый высокий перевал бывшего СССР Ак-Байтал высотой 4655 метров, путешественники преодолеют на автомобиле «Нива» с 81 лошадиной силой. Хребты, снежные пики и ледники станут спутниками новокузнечан на подъ-еме по ущелью реки Бартанг. Именно этой дорогой путешественники доберутся до самого молодого и высокогорного озера в мире – Сарезского. Предстоит пересечь бездорожье Каракума, проезд через горы и пустыни Ирана. А самой дальней точкой в маршруте путешествия станет город Бушер в Иране. Но задача путешественников не просто проехать дорогами древних цивилизаций. Главное — познать исламский мир, не только через другую религию, но и быт местных жителей. Поэтому турис-тическая составляющая путешествия не станет единственной. Запланирована и историческая. Посещение столиц древних государств Бухары, жемчужины Востока Самарканда и древнеперсидского города Персиполь. Особый интерес к захоронению известного завоевателя восточных земель – Тамерлана.
Один из участников экспедиции Николай Карышев дал нам эксклюзивное интервью об экспедиции и рассказал о клубе «Тентура».
Г.Р.: Итак, с чего же все началось – этакий извечный вопрос, что было сначала: яйцо или курица, другими словами – сначала появился клуб, а затем реальные путешествия или начались автопутешествия, а потом появился клуб?
Н.Карышев: Вначале были путешествия: и по горам, и на автомобилях, и на яхтах, по морям-океанам. Потом появился клуб, который состоял из людей, которые ходили в эти путешествия. Этому составу команды уже лет восемь. Вместе мы путешествуем по Средней Азии, Монголии, Туве, Магадану. Прошлой зимой был покорен Полюс холода в Сусумане, правда не всей командой. На яхте по Атлантике ходили. Плюс к этому еще автопутешествия от Крыма, и по всему ближнему зарубежью.
Г.Р.: Сколько человек в клубе «Тентура»?
Н.Карышев: Основной костяк состоит из трех человек, но участников на самом деле больше.
Г.Р.: Если можно, то, пожалуйста, расскажите поподробнее о команде «Тентура» — кто эти люди, чем они занимаются по жизни, и их роль в экспедиции.
Н.Карышев: Юрий Семендяев: директор «4Geo», води-тель, главный механик, человек, прекрасно разбирающийся в автомобилях, компьютерах, от-вечает за «GPS»-навигацию, взял на себя роль человека по связям с общественностью: договорился с телевидением, с магазином «Автолюбитель». Роман Соломатин: в Азии с нами ни разу не был, но постоянно бывает в Туве, да и вообще много путешествует, давно знаем друг друга, и он человек спортивного склада, покоритель зимней Белухи, Эльбруса, ездил в Магадан, покоритель Полюса холода, плавает на яхтах; в автопутешествии тоже не участвовал. Роман по образованию юрист, отвечает в путешествии за аптечку, за видеосъемку, за «базар» так сказать. И, наконец, я — Николай Карышев: идейный основатель этой поездки, полностью отвечаю за маршрут, за карты, за визы, за разработку тактики движения, плюс я еще повар. В машинах и компьютерах я не разбираюсь, а вот сварить что-нибудь из продуктов, которые у нас будут, и самое главное, вкусное и полезное я могу.







Г.Р.: Небезызвестный современнику французский писатель Виктор Мари Гюго говорил: «Наша жизнь — путешествие, идея — путеводитель. Нет путеводителя, и все останавливается. Цель утрачена, и сил как не бывало». А какая идея движет вами? Что заставляет вас выискивать силы, создавать возможности для осуществления своих планов?
Н.Карышев: Другой мир, другая культура, такая этно-графическая идея: кухня, культура, люди, языки… Мы очень любим Азию, дороги туда. У нас с Азией очень хорошие отношения. Вторая идея – это спортивная: преодоление Памира, Тянь-Шаня, Иранское нагорье, плюс преодолеть без дороги западную часть пустыни Каракум длиной 180 км, плюс к этому еще Кавказ. Но самая спортивная часть из этого – это пройти Памирский тракт с самым высоким перевалом в СНГ высотой 4665 м высота, и заехать на самое молодое высокогорное озеро в мире – озеро Сарезское. Но там как Бог даст, потому что дороги туда нет и сейчас там период половодья, и много дорог размывается. И третья идея – культурно-историческая. Часть пути проходит по Великому шелковому пути – места про-хождения Александра Македонского, Тамерлана, Чингисхана, новые и исчезнувшие цивилизации. Там достаточно много памятников, которые будем естественно посещать.
Г.Р.: А силы, что заставляет выискивать?
Н.Карышев: Уехать из города, от всех проблем. А вообще, это отпуск. Но, конечно, вести русский автомобиль это тоже работа, это не Тойота, это испытание…
Г.Р.: Маршрут путешествия – исламский мир. Почему, например, не Европа?
Н.Карышев: Потому что дешевле.
Г.Р.: И только из-за этого?
Н.Карышев: Реально да… Да и не хотим в Европу. Вот у меня бабушка говорит: «Коля, куда ты едешь?! Съезди в Петербург, посмотри…» Я говорю: «Бабушка, вот мне будет 70 лет, я съезжу». А Азия – это во-первых, дешево, то есть бюджетный вариант. А во-вторых, мы еще молоды, мы еще можем общаться с людьми, мы еще не закрыты в какие-то социальные скорлупки, а там без этого никак: восток – дело тонкое, там должен общаться постоянно: с милиционером, не с милиционером, на базаре, не на базаре… А закрыться в машине или в автобусе с гидом, и ехать от отеля к отелю, то мы пока не видим смысла в таких путешествиях.
Г.Р.: Что представляет из себя подготовка к автопуте-шествию?
Н.Карышев: Подготовка к путешествию – это всегда удо-вольствие. Под конец, естественно, когда на работе наваливается куча дел, и хочется доделать и там и тут, начинаешь растягивать это удовольствие. Хоть и подготавливались два месяца, но все равно ничего не успевали, выбивались из графика подготовки. Но как ни крути – это удовольствие, как, например, перед альпинистским маршрутом переложить сна-рягу, позвенеть карабинами, перетянуть веревку, все проверить.
Г.Р.: А как отнеслись родные к путешествию? Все-таки ехать целый месяц, да еще и по странам, которые располагаются в непосредственной бли-зости от мировых очагов военных конфликтов: Афганистан, Дагестан, Грузия, Иран. Да и жены, наверное, тоже волнуются, отпустить одних на целый месяц? Доверяют?
Н.Карышев: Мы сами не боимся, а у родных выбора нет. Наши жены знают, что мы месяц покатаемся, а потом год будем хорошими мужьями. А насчет доверия, конечно доверяют, знают, что там ислам, и за это дело сразу «секир-башка» (смеется).
Г.Р.: Как много времени ушло на то, чтобы полностью организовать путешествие? Прихо-дилось ли во время вашей подготовки полагаться на всеми нами знакомый русский «авось»?
Н.Карышев: Нет, на «авось» не полагаемся, все моменты подтянули. Но вот есть одно, что нас заставляет понервничать так сказать – граница с Туркменией. Чтобы попасть туда надо официальную визу, а визу в Туркмению очень сложно сделать, вот мы и хотим визу взять непосредственно на границе, а там придется поработать с людьми, пообщаться. Но это не «авось». Если нам дадут визу, то хорошо, а если не дадут, то придется объезжать страну через Афганистан, или Узбкистан.
Г.Р.: А запасные варианты маршрута есть – отходные пути на случай непредвиденных сбоев?
Н.Карышев: Конечно, есть. Если у нас ломается машина, а у нас нет денег на самолеты, то едем автостопом, а машину бросаем. Но вот плюс русской машины в том, что ее починить можно хоть где. Конечно, если это не ДТП, не пожар, когда машина восстановлению не подлежит.
Г.Р.: Как насчет средств связи?
Н.Карышев: Средства связи есть: интернет, спутниковый телефон, сотовая связь, а также будет происходить слежение в онлайн-режиме на сайте «4Geo».
Г.Р.: Какие трудности смогут возникнуть?
Н.Карышев: Пройти границу не заплатив денег, войти в приграничную зону не выписав пропуск и не заплатив денег. Деньги мы платить вообще никому не будем, не потому что жадные, или принципиальные, а потому что их нет, и взять их неоткуда. Одна из трудностей – это усталость на многодневных перегонах от Новокузнецка до Иссык-Куля, и обратная дорога от Дагестана через Астрахань до Новокузнецка. Еще трудности языка, понимания. Но к этому мы готовы, взяли с собой разговорник иранского языка. В питание также будем испытывать небольшие трудности: не будем есть целый месяц свинину. А вот в Иране вообще плохо: сухой закон, полностью, а иначе тюрьма.
Г.Р.: Вас едет трое. Но надоедите друг другу?
Н.Карышев: Мы испытанная команда. Конечно, бывают споры, но приходим к консенсусу.
Г.Р.: Что вы ожидаете от этой поездки, что она даст лично вам, вашей команде и тому обществу, в котором вы живете?
Н.Карышев: Наше путешествие – это первая широко ин-формационно освещаемая поездка. Это первый серьезный опыт. Мы хотим посмотреть, что из этого получится. Очень хочется поделиться со всеми людьми, и не только нашей области, тем что мы планируем сделать. Наша поездка – это такое географическое открытие мира Азии, разносторонний такой срез: и люди, и культура, и история, и география, и климат, и многое другое. Как-то хочется показать, а не просто ехать по атласу, и думать, блин ехать еще 300 км до какого-то города, потом еще 50 км… А вообще, съездить в такое длинное путешествие – это была моя мечта: съездить в новые районы, да еще и с друзьями, именно в этом составе. А вот команде поездка может принести два варианта: либо мы развалимся, либо сплотимся. И, если мы сплотимся, то постараемся внести в общество, в котором мы находимся и живем, какой-то резонанс, который бы встряхнул город, в котором после знаменитых наших альпинистов давно ничего такого шумного не было, и никто ничего не помнит и не знает.
Г.Р.: Спасибо, Николай! Итак, 28 марта стартует ваша экспедиция «Древними дорогами Азии». Хотим пожелать вам пройти весь ваш маршрут, преодолеть все трудности, и вернуться домой. Надеемся, что по приезду Вы нам откроете новую Азию. Успехов Вам!
Н.Карышев: Спасибо. Всем Вашим читателям обещаем, что по приезду обязательно расскажем об экспедиции.



Интервью: Полина Бутузова, Константин Дмитриев
Фото: Дмитрий Зайцев

Интервью было опубликовано в журнале «Горный район» в №2-2010

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.