Тарабур-FM* начинает свое вещание: поход под кодовым названием «Горный район: угадай направление, или Просохать тропу».

(Было еще несколько вариантов названий: «Тур для дур», «Потеряй жену», «Мадемуазель Гу: матрасный отдых», «Пеший поход с элементами секса».)

Небольшое предисловие.
Последние две недели перед походом проходили в панических попытках все успеть: и подготовиться к хоть и не торжественному, но все-таки бракосочетанию, отметить это дело с родителями, еще с одними родителями, насушить мяса и сухарей, купить все нужное, подчистить все хвосты на работах, и ничего-ничего не забыть.
Но мы таки сели в поезд. И «понеслась душа в рай» (ц).

Участников – четверо:
Юлия, которая тут известна под кодовым названием «glaVRED»

Дмитрий, который «Tramp», которого я уже позорила в моем предыдущем отчете о пещере

мой новоиспеченный муж Валерий, которого все везде знают как «HeadBanger»

ну и я

Краткое описание маршрута: Пос. Тагархай — р. Зун-Хандагай — пер. Динозавр — пер. БЕПКАН — р. Билюты — р. Левая Билюта — пер. Ветреный — р. Перевальная — р. Шумак — шумакские мин.ист. — пер. Шумак — пос. Нилова Пустынь. Походная часть продолжалась 14 дней (две дневки).

26 июля, день первый. Доехали до Слюдянки, заказали билеты до Аршана, сходили на берег Байкала с традиционным омулем. С Юлькой провели небольшую операцию по очищению берега от битого стекла, результаты закопали под волнорезом с мыслью «на обратном пути заберем».
Забились Погрузились в маршрутку, доехали до стелы «Аршан», и пошли: долго, нудно и очень жарко.

«Вперёд, товарищи! Нам — туда!»

Через 4 часа пути я стала подозревать, что меня где-то обманули: обещали что в первый день мы пройдем километров 5, встанем на речке еще средь белого дня, помоемся (после 2х дней в поезде – очень актуально), постираемся…. А мы все идем и идем…. Сначала кончилась дорога. Потом кончилась и тропа. Вечереет, портится погода, а мы все идем по каким-то буреломам.
Короче говоря, на стоянку мы встали в 9м часу вечера на небольшой полянке среди бурелома, мошки и комаров, до воды – два оврага, высота – 860 метров.

27 июля, день второй. Как написано у меня в мемуарах, «проснулись рано, но встали поздно» — вышли в 10 утра. (Поздно – так думал Дима, ведь он еще не знал что такое «поздно выйти». Но обо всем в свое время – прим. авт.)
Потом мы шли: долго, нудно, и все время вверх. У Димы на навигаторе было указано заколдованное место стоянки (координаты взяты из какого-то отчета) – такое ощущение, что до самой Ниловки мы будем идти под лозунгом «Стоянка уже близко! Поднажмем!». Тропа периодически терялась. Задолбавшись окончательно Очень устав, встали на обед. Все это время мы шли вдоль ручья Зун-Хандагая, ведь мы не верим тому, что пишут в отчетах, которые мы распечатали с собой (зачем в таком случае мы брали их с собой – вообще тайна). После обеда парни сбегали в разведку, и вернулись с двумя новостями: «Хорошая – там есть отличная тропа. Плохая: добираться туда – трындец очень тяжело». Не, ну а нам что, мы ж эти, как их… Ну, лоси короче. Вверх по сыпухе, тренировка к ожидающим нас перевалам – вообще раз плюнуть легко. Увернуться от летящего прямо в нас камня, балансируя на носочках – тоже ни о чем. А уж как добрались до тропы – так вообще можно идти круглосуточно без стоянок и выходных. От воды только далеко.
На ночевку мы встали в 20:30, до воды – парни один раз сбегали, больше не пошли. Высота – 1500 метров, но комары при этом – зверствуют («Нету в Бурятии комаров, нету!» (ц)).

28 июля, день третий. Проспали (встали в 8:30). Неделя замужней жизни, между прочим. Все-таки зреют подозрения, что меня где-то обманули…
Через час после выхода нашли офигенную стоянку с водой и едой (съели чужой кисель, вложили вместо него майонез). А потом мы шли, шли, шли, скакали по куруму, ползли по куруму, теряли тропу, находили тропу, снова курум…

«Довольная Юлька. Она еще не знает, что скоро будет „поливать слезами“ курум»

«Маттерхорн — северная стена». Может, и не похоже, но таковы ассоциации

Нам вооон туда. А потом налево

Как будто снежочком припорошило...

«Одинокий ты кедр, ты стоишь высоко...»

Встали на стоянку в 18:30, высота 1915 метров, вода – если засунуть руку по плечо под курум. Парней отправили в разведку под перевал, сами остались с Юлькой хозяйничать в лагере.

«Эээ, стой, поцанчег! Ты с какова раёна?»

«Долина, чудная долина!» оттуда пришли, даже телефонная связь работает

29 июля, день четвертый. Начали путаться в числах и днях недели. Пришлось приписывать в своих мемуарах эти данные, а то боимся опоздать на поезд (Дима ворчит, что мы слишком медленно ходим).
Мы (наконец-то!) вовремя встали (в 6 утра), и отправились штурмовать перевал.

Встали вовремя!

У парней по планам – два перевала в один день. Мы с Юлькой только нервно похихикиваем в ответ на эти их планы, ведь мы-то знаем…. Что мы старые больные женщины, и два перевала в один день мы сможем только в одном случае – на вертолете =).
Первый перевал – Динозавр. 1А, простенький настолько, что даже описания никакого к нему нет. Под перевальный взлет мы подошли в 12 (со стоянки вышли – в 8:00).

Перевальный взлет. Выглядит — ни о чем...

«Дяденьки, занесите меня в перевал, ну пожааалуйста! А я вас за это сниму сфотографирую»

Почти наверху перевала мы с Юлькой объявили забастовку. Не знаю, какую забастовку объявила она – сидячую или стоячую (мне ее было не видно), а у меня была стоячая – я стояла, вцепившись даже зубами в склон. В ответ на наши вопли наши мужчины прибежали нас спасать, забрали рюкзаки, и выдали волшебного пенделя в направлении «вверх». Пока мы карабкались на перевал, Дима рассуждал, что очень-очень редко перевалы одинаковы с обеих сторон, и раз уж тут такая Ж., то обратная сторона должна быть пологая. Так вот, наверху бессмысленность человеческой (своей в частности) жизни, я ощутила: спуск вниз предстоял как бы не сложнее, чем наверх, перевального седла просто нет – есть узкий гребень из курума, на котором я ощутимо начинаю бояться высоты. Высота ровно 2400, светит солнышко, и пора спускаться вниз, ведь «Назад дороги нет!».

Перевальное «седло»

Нам вон на то озеро… Делов-то — раз плюнуть

Поползли, что делать-то… Мы ж эти… Как их… А, вспомнила – бурундуки! Парней мы отправили вперед ставить лагерь на озере, которое так заманчиво блестело перед нами. Естественно, мы погорячились. И очень хорошо, что парни это поняли, а то ночевать бы нам с Юлькой в куруме под каким-нибудь огромным чемоданом. Дойдя не до озера, а только до окончания курума, мужчины вернулись к нам обратно. Забрали рюкзаки, прописали еще по одному волшебному пенделю, и поскакали вниз, потому как начинался дождь, а прыгать по мокрому куруму можно весело, но недолго.
Лагерь поставили в 18:00 на самом верхнем озере (высота 2260 метров), совершенно обессиленные, под дождем. На душе — пичалька.

30 июля, день пятый. Дневка – непогода. Валяемся в палатке, слушаем книги, иногда нагишом бегаем наружу облегчиться. Соседняя палатка дрыхнет, который час – неизвестно (хранитель времени у нас один — Диман). Часа в 4 закончился дождь, даже изредка было видно голубое небо, все выползли из палаток сушиться и гулять.

31 июля, день шестой. Встали в 8:00, заметили недалеко от нас одинокую желтую палатку. И поползли на перевал Бепкан (1А, 2620 метров). Зашли в него вообще легко, вниз немного похуже, но всё лучше Динозавра =). По плану-максимум сегодня свалиться до реки Билюты.

Распогодилось. Слева — пер.Динозавр

«Старые больные клячи женщины» Снова отстаем

Вооон оттуда мы спустились… Вот какие мы молодцы =)

Ура! Деревья! Значит скоро стоянка!

План-максимум, мы, разумеется, не осилили (см. выше – «мы старые, больные…», и далее по тексту). По традиции, при спуске вниз потеряли тропу, возможно, поэтому шли до границы леса не 40-50 минут (как сказано в описании перевала), а несколько часов. На стоянку встали недалеко от безымянной могилы в 19:40, высота 1855 метров, рядом течет приток Билюты №5. Юлька хвастается синими ногами («пораженная картошка»), а мне очень хочется яичницу с помидорами и ветчиной, и салат. И домой.

1 августа, день седьмой. Утром, пока мы ленились собираться и топать, мимо нас прошла группа из 4 человек (не спросили, откуда они). Как они сказали, последних людей видели аж на Шумаке. Но они шли категорийный маршрут (с восхождением на пик Стрельникова итд. — монстры!). Мы же прошли немного, свалились до р.Билюты, перебродили ее (брод искали почти 4 часа), дошли до р.Лев.Билюты, встали в ее устье (высота 1410 метров, время – ок. 19 часов).

А вниз еще топать и топать… Чтобы потом снова наверх

Ищем брод

Пока шли от брода до стоянки – попали в натуральное болото с «много голубики», от которого Димка с Юлькой оставили «выжранную пустыню». Встретили двух женщин девушек из г.Киров, палатку которых видели под пер.Бепкан – терминаторы. Прямо на стоянке набрали грибов, из которых сделали типа «жульен» с гречкой. Очень радует ощущение чистой головы (не вытерпела, и помыла голову днем в Билюте, пока стояла жара – первый раз за 9 дней).

2 августа, день восьмой. Прошли почти всю Левую Билюту – от устья почти до истока. По дороге традиционно находили тропу и снова теряли, и так несколько раз.

Ну и где тут тропа???

«Дорогая, нам вооон туда!»

Поднялись до первого озера под перевалом Ветреный (встали ок. 19:00, высота 2050 метров). Терминаторы, с которыми периодически встречались по дороге, убежали дальше – на самое верхнее озеро, да и ладно, даже ни капельки не завидно.

«А девки в озере купались...»

"… Дырку в озере нашли!"

Только поставили лагерь – принесло грозу, так что снова все по палаткам, кушать и дрыхнуть.

3 августа, день девятый. В этот день мы героически покорили перевал Ветреный (1Б, по описаниям 2608 метров, но по показаниям нашего «высотометра» – только 2500). Встали рано, под перевал подошли рано, на перевал забрались рано… Начинаю чувствовать себя лошадью сильной женщиной.

пик Мраморный, палатка терминаторов

«Героически покорили...»

Гора-кокетка, с ленточкой

«Предлагаю баб женщин пороть, чтоб не отставали. Ну, или спасать»

«Все-таки надо было пороть, а не спасать — снова отстают»

Дима искупался в озере, просил записать для потомков, что купался на высоте 2100 метров в озере с мраморным песком. А потом мы долго, нудно, под дождем, с комарами, шли вниз, и искали стоянку. У нас обычный план на день таков: до 18:00 идем, а потом два часа ищем стоянку.

(восторженно): «Дима, мы снова потеряли тропу?)))»

Скинулись мы до 1760 метров, поставили лагерь, и свалились спать с намерением проспать завтра все на свете, потому что до Шумака осталось чуть-чуть, и вообще – у нас же отпуск,какого хрена почему мы встаем каждое утро в 6 утра, а по нашему времени так вообще в 4?! Юлия Сергеевна периодически вопрошала, где, дескать, тот самый матрасный поход, в который ее усиленно зазывали несколько месяцев, и на который она так неосмотрительно подписалась?

4 августа, день десятый. Встали поздно, за 2.5 часа дотопали до Шумакских минеральных источников, вселились в пустующий домик – «Балаган г.Улан-Удэ», нашли магазин, в котором не продают пиво (и вообще никакие спиртные и табачные изделия, зато продают хлеб по 70 р., да и тот только завтра – то есть под заказ). Народу вокруг непривычно огромное количество, напоминает это все Казыр: народ также ходит везде со своими кружками, и пьянеет, видимо, от минералов многочисленных источников. Ну, по и по привычке: высота 1600 метров =).

5 августа, день одиннадцатый. Батонимся, гуляем, источники – забавные. Которые горячие – на вкус мерзкие. Выглядят, если честно – как помойки (из-за всех этих подношений). Первый раз посмотрела на себя в зеркальце – облазит нос, а в общем — очень даже ничего. Весь берег реки Шумак обложен всеразличными каменными «турами» и статуями: народ развлекается, как может. Снова насобирали грибов, хватило и на грибной суп, и на кашу с грибами. Вечером к нам в дом подселились еще 4ро отдыхающих.

6 августа, день двенадцатый. Вышли в 9:30, и топали, топали, топали… снова вверх, как обычно потеряли тропу, лезли по буреломам, пытались не смотреть на дикое количество грибов, лезущих прямо под ноги.

«Чем бы дитя не тешилось...» — мужчины делают переправу

«Эволюция туриста»

Периодически сочиняю в голове письмо: «Дорогая, любимая мамочка! Ты всегда, во всем была права: и когда не разрешала мне гулять с мальчиками, и когда не пускала меня в походы, и во всем-всем остальном. Я буду очень хорошей, только пожалуйста, забери меня отсюда!!!» Письмо сменяется песенкой: «А посуда вперед и вперед/По горам, по болотам идет/И заплакали блюдца: «Не лучше ли нам вернуться?»» Навстречу нам шел и шел и народ: на целительные источники, оздоравливаться. Мы дошли до озера под перевалом, идет дождь, стоит туман, очень холодно и мерзко на улице. Высота 2310 метров, вода – кругом. И я всё еще не могу понять: туризм – оно мне зачем?

«Дорогая, любимая мамочка...»

7 августа, день тринадцатый. Проснулись мы в луже (потому что вечером хотелось поставить палатку «где помягче», хотя зачем «помягче» с надувными 5-сантиметровыми коврами – вообще непонятно). Всю ночь лило, моросит и сейчас, вышли дальше только в 11:40: ждать погоду бесполезно, а тропу (промаркированную лошадиную дорогу) потерять трудно даже в таком тумане. За пару часов поднялись на перевал Шумак (н/к, 2760 метров) – помойка, просто помойка. Очень грустно, что ничего не видно – должны быть симпатичные виды с перевала, ну да ладно. Наверху лежит снег, так что мы бежим вниз с надеждой, что в долине тепло и солнце. Очень, очень много людей на встречу.

«Непогода в горах, непогода»

Добежав до зоны леса, скинув почти километр высоты (1720 метров), в 19:00 встали на ночевку.

Высокогорные коровы

8 августа, день четырнадцатый. Встали пораньше, и даже распогодилось – весь день стояла жара.

Прощальное фото с горами

В девочках проснулся дух собирательства, старательно подавляемый две недели, но грибы нас атаковали и преследовали. В ответ на это Валера один, с горящими глазами убежал в Ниловку в магазин, а Дима отбил ногу, прописывая «волшебные пендели» направо и налево. Встретили знакомого, который пошел вдвоем с девочкой по какому-то страшному маршруту, поели в «Позной» напротив Бурхан-Баабая, встретили Валеру на обратном пути от Ниловки с полными руками покупок (пиво!!!), разбили стоянку совсем недалеко от пос.Нилова Пустынь.

Юля: «И мне, и мне пива оставь!»
Валера: «Диман, скажи: бабы — дуры!»

На следующий день мы уехали в Слюдянку.

«Дяденьки, пустите и нас в асвтобус, мы домоооой хотим...»

Собственно, на этом наше путешествие практически завершилось, ибо потом были автомобильные прогулки в Аршан (монгольский базар!!!), Диман с Юлькой катались в Иркутск, все вместе провели одну ночь в музее минералов на одних нарах с поляками, но это уже совсем другие истории.
Напоследок могу только добавить, что всю дорогу сочиняли друг про друга стихи и песни (не публикую, ибо всякие пошлости и гадости, как обычно), и к концу дороги видеть и слышать друг друга уже не могли.

Вопросы, пожелания, подарки и другие всяческие приятные вещи – приветствуются.

*Тарабур-FM — так прозвали себя мы сами, слово, сложенное из «татары плюс буряты»

16 комментариев

avatar
А вы на какой-нибудь пик-то взошли? По фоткам понял, что на Мраморный… Или ошибаюсь?
Омуля поели? Вкусный он нынче?
  • nadenka
нет, на пики не ходили, мраморный был рядом
омуль — дорогой и невкусный
avatar
а почему невкусный? испортился? Или просто вам такой попадался… У меня только приятные впечатления от омуля горячего копчения…
  • nadenka
Ксоть, у меня тоже были только хорошие впечатления когда ездили туда первый раз с ОЛьгой и Женькой. но второй год уже — и не попадается хороший омуль как-то. Пересаливают жутко, видимо чтобы хранился дольше…
  • Tramp
Наденька, опять меня «позоришь»-«поздно, встаем», «медленно идем», волшебные пендели направо и налево. Ну что люди то обо мне подумают:)
  • nadenka
не ворчи))) я ж по-доброму и любя))
  • Nata_li
ААААтлично сходили!!! Романтика да и только )))… А про приятности всякие, есть у меня очередная пустая бутылка для тебя дорогая )))…
avatar
у меня их скопилось штук 5… Большинство от коньяка… Интересно, что Наденька с ними делать будет? Может какие бурятские мотивы нарисует, или Позы… или какие-нить картинки с Шумака (идолы например ;-))
  • nadenka
тебе бутылку мужскими половыми членами чтоле расписать?)))) как ичточник «мужское упрямство»?)) так это я могу =)
avatar
ну почему мне-то? может кому-нить надо… Но как бы необычно…
  • Nata_li
Пять ???? Пять бутылок ??? Нууу вооот, а еще меня пьянью называют )))… Приведу Костю в пример…
пьянью… алкогольвица!)))
  • Nata_li
Нуу типа да!!! ))) смышл тот же ток звучит чуть лучше )))!!!
  • nadenka
предлагаю создать клуб светских алкогольвиц… а то меня муш также обзывает)))
  • Nata_li
Ааахаахаа )))… Да у??? Я думала я одна такая )))… Только зачем нам эта светскость? Лучше где нить на природе, да на любимом веле да в драных штанах… мммм…
  • nadenka
самая правильная светскость — на природе, в драных штанах. я считаю так =)
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.